Этот самый святой день в году со дня Дарования Торы установлен Творцом как День Прощения. У нас нет ни тени сомнения в том, что в этот день Всевышний дарует прощение каждому, кто искренне того желает, всей душой просит об этом и всеми силами стремится исправиться. Во всех пяти молитвах Йом-Кипура мы произносим центральное благословение с Именами Всевышнего, в котором мы благодарим Его за эту возможность: «Благословен Ты…. прощающий народ Свой, Израиль, из года в год, Владыка всей земли, освящающий Израиль и Йом а-Кипурим». Если бы было малейшее сомнение в факте прощения — было бы невозможно произносить подобное благословение из-за запрета произнесения Имен Б-га понапрасну…
На протяжении десяти дней раскаяния, от Рош а-Шана до Йом-Кипура, в утренней молитве мы произносим 130 Псалом Давида, в котором есть такая фраза (130:4): «Ибо у Тебя прощение (и ты прощаешь), дабы вострепетали пред Тобой». Из нее следует, что только для пробуждения трепета перед Творцом, Ему стоит незамедлительно прощать каждого, кто искренне просит об этом, невзирая на тяжесть и количество прегрешений.
На первый взгляд, эта идея не совсем понятна:
— Почему каждый человек, согрешивший против Творца, может быть уверен, что будет прощен? И, более того, что для этого нужна только искренняя, исходящая из самой глубины души просьба (именно о таком прощении идет речь в Псалме)?
— Почему прощение, исходящее из доброты и милосердия Творца, должно вызвать, по мысли короля Давида, у просящего именно трепет? Ведь по простой человеческой логике, это скорее должно пробудить у него любовь к Тому, Кто его простил и полностью аннулировал все плохие проступки, забыл о причинённом вреде…
Попробуем в этом разобраться. Остановимся поподробней на первой части фразы: «Ибо у Тебя прощение…»
Один из комментаторов ТАНАХа Ибн Ихья пишет, обращаясь к Творцу:
«Ты обязан прощать! И только Ты обладаешь качеством прощения и прощаешь — во имя того, чтобы трепетали пред Тобой».
Удивительно, как можно сказать о Всевышнем, что Он что-то должен, обязан в принципе… Тем более обязан прощать тех, кто нарушил его повеления, порой умышленно и нагло! Ибн Ихья доказывает правоту своего утверждения на примере такой ситуации: слуга совершил тяжкое преступление перед своим господином и, соответственно, заслужил наказание… Есть два варианта развития событий:
1. Если его господин человек добрый и милосердный, т.е. способный к прощению, то само осознание этого факта обязательно повлияет на слугу следующим образом:
он обуздает свой мятежный дух, что поможет ему осознать свой грех, ощутить тяжесть проступка, признать себя виновным и, как следствие этого, он захочет вернуться к хозяину, просить его о прощении и о том, чтобы он вернул его к себе на службу.
2. Если же его господин человек строгий (хотя и справедливый), который ведет себя согласно принципу «мера за меру» и не имеет склонности прощать никакие проступки, это повлияет на взбунтовавшегося слугу иным образом: даже осознав свою вину, у него не возникнет желания обуздать свою преступную натуру и исправиться, а тем более вернуться к хозяину с просьбой о прощении. Наоборот — он продолжит следовать недозволенными путями и делать зло хозяину… Ведь у него нет никаких шансов на прощение!
И поэтому, говорит Ибн Ихья: «Ты должен прощать!»
Ведь высшее желание — чтобы человек жил в соответствии с Законами, данными ему Творцом, а если он по какой-то причине нарушил их — дать ему шанс на исправление. И этой цели невозможно достичь (учитывая природу человека, Им Самим созданную), если не пообещать прощение невзирая ни на что!
Ведь Ты — абсолютное добро и милосердие! Ты обладаешь качеством прощения и потому Ты — прощаешь! …должен!
Теперь рассмотрим вторую часть фразы из псалма Давида «…дабы вострепетали перед Тобой». Так почему же здесь речь идет о Трепете, а не о Любви.
Вот объяснение еще одного комментатора МААРШАЛа, который, рассуждая о Всевышнем, пишет: «Качество прощения принадлежит только Тебе одному! И Тебе никто и ничто не может помешать простить! Ведь Ты — безграничен, Ты — вне рамок творения!» Что это значит? МААРШАЛ поясняет: царь земной, каким бы великим властелином он ни был, даже возжелав по доброте своей простить провинившегося перед ним слугу — не сможет этого сделать… Потому, что существуют силы извне, сдерживающие его, мешающие ему проявить свое милосердие и помиловать раскаявшегося преступника. Прежде всего — это государственный порядок, обязывающий царя наказывать преступника, показывая этим всему населению страны силу и строгость царских законов, а также государственный аппарат: министры и советники, от которых во многом зависит помилование. Т.е. царь не может единолично принять решение о помиловании. Он ограничен в проявлении своей доброй воли.
Только Сущность Бесконечного Творца не имеет абсолютно никаких ограничений, ибо Он — вне любых рамок и ограничений. Именно Сущность Творца является источником посылаемого нам прощения. Поэтому осознание того, откуда приходит прощение, кто прощает — может вызвать только трепет, а не любовь.
Трепет перед Всевышним как он есть по сути своей — бесконечным и непостижимым!
В чем же принципиальное различие между Любовью к Всевышнему и Трепетом перед ним? Источником Любви, её генератором, является человек. И на каком бы высоком духовном уровне он ни находился — он остается ограниченным творением. И любовь, которую он способен пробудить в своем сердце, имеет предел.
Трепет же перед Всевышним внушается Им Самим! Человек должен только сделать себя способным принять и ощутить этот трепет (а это очень непросто, это тяжелейшая работа, требующая огромных затрат сил и времени). И поэтому, чувство Трепета перед Самой Сущностью Творца несравнимо выше, чем даже самый высокий уровень Любви к Нему. И Всевышний хочет, чтобы мы удостоились подняться на этот уровень!
И именно для того, чтобы человек ощутил этот Трепет, Всевышний готов прощать его за самые тяжкие грехи (когда он об этом искренне попросит)!