СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 09:33

Суккот во времена Храма

Исторические летописи единодушно подтверждают особую торжественность, великолепие и удивительное веселые праздника Суккот во времена Храма. Говорят наши мудрецы: кто не видел «Радость черпания воды» в Храме на Суккот — тот не видел в своей жизни настоящего веселья.

4767 (0) мин.

Необычайно торжественно отмечался праздник Суккот до падения Иудеи, во времена Иерусалимского Храма. Говорят наши мудрецы: кто не видел «Радость черпания воды» (Симхат Бейт а-Шоэва) в Храме на Суккот — тот не видел в своей жизни настоящего веселья.

Во дворе Храма стояли золотые подсвечники, высотой в пятьдесят локтей (около 25 метров), с четырьмя золотыми чашами наверху, куда заливали кувшинами ароматическое масло. Не было дома в Иерусалиме, который не освещало бы их высокое пламя. В эти ночи, пишут современники, было настолько светло, что женщины могли сортировать пшеницу.

Исторические летописи единодушно подтверждают особую торжественность, великолепие и удивительное веселые праздника Суккот во времена Храма. В эти дни Иерусалим переполняли паломники, бесконечной чередой шли карнавалы, люди танцевали с факелами в руках и пели, восхваляя Всевышнего. Великое торжество и всенародная радость охватывали каждого, особенно во время «Радости черпания воды», когда люди шли праздничной процессией к источнику — живому роднику возле Иерусалима. Этому обычаю Талмуд дает такое пояснение: «Почему называется праздник „Бейт Шоэва“? Потому что там черпал народ свое святое духовное самосознание, как и сказано в Торе: „…И будете черпать воду в радости из источников спасения“».

Веселье Суккот достигало вершины при «Радости черпания воды», когда начинались жертвоприношения, сопровождавшиеся и возлиянием вина и особым черпанием воды. Тем временем собравшиеся во дворе Храма предавались глубокому и безграничному веселью, о котором сказали Мудрецы: «Кто не видел Радости черпания воды, тот ни разу в жизни не испытал истинную радость!»

«Мы можем спросить, — говорит Любавичский Ребе Король Мошиах, — к чему это отрицание: „…ни разу не испытал радость“? Не проще ли было сказать, что радость „черпания“ — величайшая из существующих. Но Мудрецы подбирают слова с осторожностью; они не просто рассказывают историю, а преподают ценный урок: человек, не видавший этого веселья, может думать, что в свое время познал безграничную радость, но он ошибается. Его радость была поверхностной, т.к. он никогда не был свидетелем „Радости черпания воды“. Таково полное значение слов: „Тот, кто не видел Радости черпания воды, тот ни разу в жизни не испытал истинную радость!“

Истинная радость должна превозмочь и разорвать запреты человека, которыми тот себя ограничил. На свадьбе единственного сына обычно сдержанный и молчаливый отец может стать речистым и болтливым, а скупец от большой радости способен превратиться в щедрого жертвователя. Но причина великой радости должна быть соответственно велика. Если у человека есть лишь рациональная основа для счастья, его счастье ограничено степенью его разума. Но когда он получает награду или подарок, о которых не смел мечтать или предвидеть, когда им движет побуждение, возникшее не в сфере разума, а во всей его сущности… лишь тогда конечная радость близка к безграничной.

Истинно безграничная радость не может быть результатом понимания или интеллекта, ибо они ограничены. Но когда человек преступает свои ограничения и полный смирения приходит к Б-гу через общение в заповеди — только тогда он может служить Б-гу с истинно безграничной радостью…»

Ослепительно ярким было торжество «Радости черпания воды», на котором люди действительно черпали возвышенность духа и частицу святости. Говорили наши Мудрецы: одни повторяют — «Счастлива наша юность, не унизившая нас на старости лет», — это праведники. А другие говорят — «Счастлива наша старость, оправдавшая нашу юность», — это раскаявшиеся. Но и те, и другие повторяют на праздник Суккот: «Блажен, кто не согрешил, а кто согрешил — пусть раскается, и да простится ему».

Об этом же празднике в эпоху Иерусалимского Храма пишет Рамбам: «Начинают веселиться на исходе первого дня праздника. А в другие дни веселые начинается после приношения вечерней жертвы, веселятся всю остальную часть дня и всю ночь. Играли флейта и скрипка, арфа и цимбалы, каждый играл на чем может, а кто силен в пении — пел. И танцевали, и прихлопывали, и приплясывали, и отстукивали каждый, как мог. И читали стихи и хвалебные гимны…»

Не всегда соблюдение заповедей и обычаев праздника Суккот было простым для евреев... Несколько лет назад археологи Израиля обнаружили в пещерах Иудейской пустыни подлинные письма Шимона Бар Кохбы — вождя великого восстания евреев против римлян. Одно из писем оказалось распоряжением Бар-Кохбы доставить воинам-повстанцам четыре вида плодов и растений к празднику Суккот. Приводим отрывок из него: «…чтобы последние нагрузили и прислали в военный лагерь лулавим и этрогим. А ты пошли других из твоего лагеря, чтобы привезли ветви миртовые и ветви ивовые, и собери их, и сделай отчисления по закону, как надо, и пришли их ко мне в лагерь, потому что много войска».

Это письмо было отправлено в 134 году, накануне последнего в жизни Бар-Кохбы и всего его воинства праздника Суккот. Летом следующего года произошла трагедия 9-го Ава, и в осенний праздник Суккот никого из них уже не было в живых…

Опубликовано: 25.09.2010 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter