Почему более вдохновляющие (на первый взгляд) чудеса не были увековечены в виде праздников и заповедей, а Ханука — да? Например, чудесная победа над Санхеривом во времена Хизкияу? Или победа Дворы и Барака с помощью Яэли? Вообще сногсшибательных примеров в ТАНАХе — пруд пруди. Так почему же только Ханука и Пурим присоединились к списку обязательных для отмечания дат, а остальные — нет?
Ответ кроется в самом тексте ханукального благословения, где мы благодарим Б-га за то, что явил нам чудеса «беямим аем безман азе» («в те дни в это время»).
Разобьем эту фразу на две части, и выучим важнейший для еврейской традиции принцип: праздником может стать только то, что сквозь века проносит энергию «тех дней — в наше время».
Год ждали мудрецы, а потом увидели (тут уж я не знаю точно: заглянули ли в Высшие миры или расшифровали доступные каждому знаки), что та же энергия, что пронизывала все мироздание в прошлую (первую) Хануку, работает и ныне — «в это время». У установленных Торой праздников это всегда так. А вот у тех чудесных событий, которые случились после дарования Торы, был жесткий отбор. И прошли его только два: Ханука и Пурим.
На современном языке это называется эгрегор. У Хануки он сильнейшей. У чуть было не ставшей праздником победы Хизкияу (пусть он и был потенциальным Мошиахом) — слабый, через год уже не жизнеспособный. Тем более, через тысячи лет.
А Ханука живет. И чем больше светильников мы зажигаем, тем больше побед несем еврейскому народу — во всех необходимых областях. Потому что энергия Свыше спускается только тогда, когда мы притягиваем ее снизу нашими добрыми делами.
Это объяснение рабби Леви-Ицхака из Бердичева.
Радостной Хануки всем!