Почему наш праздник называется Ханука? Название это ведь совершенно не типично для еврейской традиции.
Обычно, наименования праздников отражают суть явлений, которые увековечивают. Внутреннюю суть, отраженную также и в основополагающих деталях.
Скажем, Песах в честь того, что Б-г пропустил, «перескочил» еврейские дома с помазанными косяками — то есть это о выборе евреев, благодаря которому они удостоились чудес и спасения.
Пурим (жребии) — это сарказм по отношению к врагу и одновременно величайшая концепция иудаизма: даже если ты думаешь, что кубик падает случайно или по воле почитаемой тобою силы, на самом деле его Лично Запускает Б-г. И запускает всегда на пользу еврейском народу.
А Ханука? Это про что вообще?
Типичным стал ответ, что это в честь «ханукат а-мизбеах» — обновления жертвенника, очередного (после перерыва) запуска Храмовой службы.
Но ведь такое было и после событий Пурима, и вообще много раз в еврейской истории. Почему же тогда он — Ханука, а не, скажем, «Нерот» (свечи), «Орот» (светы), «Хаг а-шемен» (праздник масла) — вот это же про суть, а Ханука, вроде как, не про суть.
На самом деле очень даже про суть. Только про суть чуда как такового (не конкретного чуда с маслом), про его основную функцию в этом мире. Дело в том, что многим мир кажется устоявшимся, стабильным. И даже природные катаклизмы, в нем случающиеся, тоже вписываются в определенную логичную схему, поддерживают паттерн.
Но вот приходит чудо, разрушающее миф о незыблемой природе бытия, и дарит очевидцам ощущение новизны, обновления. Переосмысления не только мироздания (Б-г создал в нем что-то неожиданное, из ряда вон), но и собственных представлений об оном.
Вот тебе и Ханука («Обновление»).
Конечно, так могли бы и Песах назвать (особенно после рассечения моря), и Пурим.
Почему же именно наш праздник света удостоился этого имени?
Да просто потому, что он первый, посвященный чуду, в календарном году — после Рош а-Шана, Йом-Кипур и Суккот — которые как раз про стабильность миров. Первый, дающий возможность поговорить об этой важнейшей идее.
Кредит — рабби Леви-Ицхаку из Бердичева.