СБП. Дни Мошиаха! 15 Швата 5785 г., пятый день недели Итро | 2025-02-12 17:09

15 Швата — новый год деревьев

15 Швата:   Новый год деревьев15 Швата: Новый год деревьев
Необходимо брать пример с дерева и постоянно растиБрать пример с дерева и постоянно расти
Когда не надо обращать внимание на чувства?Когда не надо обращать внимание на чувства?
Выступление Ребе в канун «Нового года деревьев» (1992)Выступление Ребе в канун «Нового года деревьев» (1992)

Почему праздник называется Ханука?

Но вот приходит чудо, разрушающее миф о незыблемой природе бытия, и дарит очевидцам ощущение новизны, обновления. Переосмысления не только мироздания, но и собственных представлений об оном.

29.12.2024 0 254 мин.

Почему наш праздник называется Ханука? Название это ведь совершенно не типично для еврейской традиции.

Обычно, наименования праздников отражают суть явлений, которые увековечивают. Внутреннюю суть, отраженную также и в основополагающих деталях.

Скажем, Песах в честь того, что Б-г пропустил, «перескочил» еврейские дома с помазанными косяками — то есть это о выборе евреев, благодаря которому они удостоились чудес и спасения.

Пурим (жребии) — это сарказм по отношению к врагу и одновременно величайшая концепция иудаизма: даже если ты думаешь, что кубик падает случайно или по воле почитаемой тобою силы, на самом деле его Лично Запускает Б-г. И запускает всегда на пользу еврейском народу.

А Ханука? Это про что вообще?

Типичным стал ответ, что это в честь «ханукат а-мизбеах» — обновления жертвенника, очередного (после перерыва) запуска Храмовой службы.

Но ведь такое было и после событий Пурима, и вообще много раз в еврейской истории. Почему же тогда он — Ханука, а не, скажем, «Нерот» (свечи), «Орот» (светы), «Хаг а-шемен» (праздник масла) — вот это же про суть, а Ханука, вроде как, не про суть.

На самом деле очень даже про суть. Только про суть чуда как такового (не конкретного чуда с маслом), про его основную функцию в этом мире. Дело в том, что многим мир кажется устоявшимся, стабильным. И даже природные катаклизмы, в нем случающиеся, тоже вписываются в определенную логичную схему, поддерживают паттерн.

Но вот приходит чудо, разрушающее миф о незыблемой природе бытия, и дарит очевидцам ощущение новизны, обновления. Переосмысления не только мироздания (Б-г создал в нем что-то неожиданное, из ряда вон), но и собственных представлений об оном.

Вот тебе и Ханука («Обновление»).

Конечно, так могли бы и Песах назвать (особенно после рассечения моря), и Пурим.

Почему же именно наш праздник света удостоился этого имени?

Да просто потому, что он первый, посвященный чуду, в календарном году — после Рош а-Шана, Йом-Кипур и Суккот — которые как раз про стабильность миров. Первый, дающий возможность поговорить об этой важнейшей идее.

Кредит — рабби Леви-Ицхаку из Бердичева.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter