Спрашивает рабби Леви-Ицхак из Бердичева: почему это другие великие чудеса, произошедшие с евреями в древние времена, не повлекли за собой установление специальных заповедей и только ханукальное чудо оказалось чем-то из ряда вон?
Почему в честь расступления моря не положено переливать воду в миске, а в честь повешения Амана украшать деревья? Почему только из-за чуда с маслом мы вот уже более двух тысяч лет зажигаем ханукальные огни?
А ведь ответ прост. Давайте проанализируем все остальные чудеса, зафиксированные еврейской историей, и обнаружим в них общий элемент — они всегда происходили ради спасения нашего народа от уничтожения или, как минимум, физической опасности.
Море расступилось, чтобы спасти нас от фараона. Амана вздернули на им же самим приготовленной для Мордехая виселице, дабы мерзавцу не удалось воплотить на практике «окончательное решение» того самого вопроса (и Сталин, кстати, издох по той же причине).
А что же в истории с Менорой? А там речь идет о чуде совершенно иного рода. Там ведь о спасении уже можно было не беспокоиться (это чудо произошло ранее, на войне). А то самое масло из того самого горшочка горело восемь дней вместо одной ночи по кардинально иной причине: в качестве особого проявления еще шире разлившейся любви к нам Творца, Который в очередной раз изменил установленное Им ранее правило: чудеса — только когда на кону еврейские жизни.
Так чем же мы в те дни заслужили эту особенную, беспрецедентную любовь Свыше?
Ответ станет ясен, как только мы проанализируем суть борьбы Хасмонеев против греко-сирийского владычества. Это борьба ведь тоже была из ряда вон выходящей. Потому что не за жизнь сражались. Не за свободу даже. А исключительно за Тору. Греки ведь были цивилизованные и «благородные». Сродни оккупантам из «Аватара», которые искренне не понимали, почему аборигены Пандоры не принимают их щедрое окультуривание в виде джинсов, жвачки и постмодернистской философии.
Греки не собирались нас убивать или превращать в безропотных вассалов. Они просто хотели, чтобы мы приняли их образ жизни, образ мысли и образ поклонения высшим силам (и многие из нас таки все это приняли). А убивали они только упертых «мракобесов», которые требовали права на исполнение еврейских, не постижимых греческим умом, заповедей. Вот эти все коробочки с тфилинн, обрезания (кошмар какой — добровольное калечение себя, хуже пирсинга) и непонятная приверженность одной только книге — какая вопиющая дикость. Надо этих примитивных евреев одомашнить и превратить в новых греков, или хотя бы в безродных космополитов.
И именно из-за любви к Торе евреи рисковали жизнью. И из-за любви к заповедям зажигали ту самую Менору. Ну, и случилось — по принципу «мера за меру» — чудо. И превратилось в заповедь. То есть в дополнительную награду тем, кто жаждал именно заповедей.
Потому что за жизнь бороться каждый слабак может. А за правду — тут нужно реальное мужество.
Веселой Хануки, друзья!