В Талмуде сказано, что ханукальные свечи можно зажигать в ночи до тех пор, пока «не исчезнет последняя нога с рынка». По-простому это понятно: торговля закончена, прохожим больше нечего делать на улице, все идут спать — так кому же рассказывать огнями о чуде?
А вот что пишет об этом правиле рабби Леви-Ицхак из Бердичева.
Написано, конечно, «нога» (на иврите «регель»), но в этом слове ведь нет огласовок, а значит, можно прочесть и как «рагиль», от «рагилут», «итраглут» — то есть «привычка», «рутина».
Что же касается рынка, то это, как и остальная часть улицы, а не дома (то есть еврейского обихода и еврейского понимания вещей) — «хицониют», область поверхностного, чужого, легкомысленного бытия.
И вот для ее обитателей мир — «рагиль», привычный, рутинный, неизменный и прячущий под этой серой оболочкой факт существования Творца.
Что же такое чудо? Способ сбросить оковы повседневности и признать: в мире появилось что-то новое, невероятное, не объяснимое материальными законами. Значит, Б-г есть. Значит, он запустил новый фейерверк для нашего сознания и чувств.
И вот пока самый последний «прохожий с рынка» не «исчезнет» и вместо него не появится потрясенный властью Небес романтик, и надо зажигать ханукальные свечи!
Веселой Хануки!