24 Кислева
Глава вторая
Вторая душа, отличающая каждого еврея, – частица безграничной сущности Б-га свыше в буквальном смысле. Как сказано: «И Ты вдохнул в ноздри его душу жизни», «И Ты вдохнул в меня». И как сказано в книге «Зоар»: «Тот, кто с силой выдыхает воздух, изнутри выдыхает его». Что означает: из наиболее глубокой внутренней части себя самого – ибо глубоко внутренняя частица жизненной силы выходит из человека при выдыхании с силой. Так, обращаясь к сравнению, мы можем себе представить, каким образом души евреев возникли в Божественной мысли, – подобно тому, как сказано: «Мой сын первородный, Израиль», «Сыны вы Всевышнему, вашему Б-гу». То есть так же, как сын происходит от мозга отца, так, [все еще пользуясь сравнением], душа каждого еврея возникла в Его мысли и мудрости, благословен Он, а «Он мудр, но непостижимой мудростью, но Он и Его мудрость едины». И, как пишет Рамбам*, «Он – Знание и Он – Знающий и т.д.».
* Примечание.
С ним согласны и мудрецы Каббалы, как говорится об этом в книге «Пардес» рабби Моше Кордоверо. А также, согласно Каббале рабби Ицхака Лурии, это верно, если говорить о ступени, на которой свет Эйн Соф после прохождения многочисленных стадий самоограничения облекается в сосуды рациональных категорий Хабад в мире Ацилут, но не выше мира Ацилут. И, как сказано в другом месте, Эйн Соф бесконечно выше сути и категории Хабад, которая по отношению к Нему является как бы физическим действием, что выражено в словах псалма: «Ты все мудростью сделал».
И полностью это постичь человек не в состоянии и т.д., как написано: «Разве может Б-га найти испытатель?», а также: «Ибо мысли Мои – не ваши мысли» и т.д.
И хотя существует бесчисленное множество видов и уровней душ, одна выше другой, например, великие души праотцев и Моше, нашего учителя, несравненно выше душ нашего поколения, которое живет в период, предшествующий приходу Мошиаха, так что по сравнению с первыми они подобны пятам ног в сравнении с головой и мозгом; и подобным образом в каждом поколении есть главы еврейского народа, души которых представляют собой голову и мозг по отношению к массе народа и людям, несведущим в Торе; и таким же образом души относятся к душам, ведь каждая душа заключает в себе ступени нефеш, руах и нешама – все корни всех ступеней нефеш, руах и нешама, начиная с вершины всех ступеней и до самой нижней ступени душ, облеченных в теле несведущих в Торе и самых незначительных людей, как бы происходят от верхнего интеллекта, то есть высшей мудрости.
Можно это сравнить с происхождением сына от мозга отца. Даже ногти его ног образовались из той же капли семени вследствие девятимесячного пребывания ее в материнской утробе и постепенного спуска вниз, от ступени к ступени, изменения и образования из нее ногтей. И, несмотря на это, она все еще тесно связана и едина удивительным и неразрывным единством со своей исходной сутью и сущностью, которой она обладала, когда была каплей мозга отца. Но и теперь, в сыне, ногти получают питание и жизненную силу от мозга, находящегося в голове. Как сказано в Гемаре (Нида, там же): «Белок, из которого образуются кровеносные сосуды, кости и ногти» (и в книге «Эц хаим», «Шаар ахашмаль», при обсуждении тайны облачений Адама в Ган Эдене сказано, что облачением его были ногти, образованные от мозга Твуна).
С помощью подобного сравнения можно себе отчасти представить, как от корня всех нефеш, руах и нешама всех душ евреев, взятых в целом, который находится наверху и спускается вниз, от ступени к ступени, через поступенное нисхождение миров Абиа от Его Б-жественной мудрости, благословен Он, и в соответствии с выражением «Ты все мудростью сделал», образовались нефеш, руах и нешама людей, несведущих в Торе и самых незначительных. Но и теперь они все еще тесно связаны и едины удивительным и неразрывным единством со своей исходной сутью и сущностью – проистечением высшей мудрости. Ибо нефеш, руах и нешама несведущих в Торе людей получают питание и жизненную силу от нефеш, руах и нешама праведных и мудрых глав народа своего поколения.
В связи с этим становится понятным, в каком смысле наши мудрецы утверждают, что в словах «И быть приверженным Ему» приверженность ученым Торы связана с приверженностью самой Шхине. Через приверженность ученым Торы нефеш, руах и нешама людей, несведущих в Торе, вступают в тесную связь и единение со своей исходной сутью и корнем в высшей мудрости, а «Он и Его мудрость едины» и «Он – Знание и т.д». (А грешники и восстающие против ученых Торы питают свои нефеш, руах и нешама от «задней стороны» – нефеш, руах и нешама ученых Торы.)
Что касается упоминания в книгах «Зоар» и «Зоар хадаш» – о том, что человеку важнее всего освятить себя в момент брачного единения, чего не соблюдают несведущие и т.д., здесь имеется в виду, что нет такой нефеш руах и нешама, которая не обладала бы одеянием, происходящим от сущности отца и матери. Все заповеди человек исполняет под влиянием этого одеяния и т.д. и даже мера изобилия, даруемая ему небом, – все ему дается посредством этого одеяния. И если человек освящает себя в момент брачного единения, он сообщает святое одеяние душе своего сына. Даже когда речь идет об очень высокой душе, ей также необходимо освящение отца и т.д. Но что касается самой души – может иногда человек, обладающий бесконечно высокой душой, быть сыном человека презренного и низкого и т.д., как пишет об этом рабби Ицхак Лурия, благословенной памяти, в своей книге «Ликутей Тора», в главе «Ваера», и в «Таамей мицвот», в главе «Брейшит» .