СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 11:12

Сначала заставить сделать, а потом объяснить

Мы видим, что если у человека нет интереса в совершаемом им действии, он не только не испытывает удовольствия при этом, но и страдает в буквальном смысле.

Свободный перевод:Шолем Лугов 31.08.2016 2117 мин.

В процессе воспитания есть два этапа, которые ни в коем случае нельзя пропускать или смешивать между собой:

1) Прежде всего, надо сделать так, чтобы ваше указание было исполнено. Сначала нужно воспользоваться «кнутом и пряником». Для того, чтобы поддержать ребенка совершить новую для него вещь, можно дать ему награду. Чтобы остановить ребенка от нарушения, можно использовать наказание. Но большинство действий, которые делает ребенок, основываются на авторитете родителей. Дисциплинированный ребенок должен сразу выполнить данное ему указание.

2) После того, как ребенок исполнил то, что требовалось от него, он должен понять, осознать и почувствовать важность совершенного им действия. Это необходимо для того, чтобы когда ребенок вырастет, он сам смог избрать правильный путь поведения.

Выбор человека основывается на том удовольствии, которое он получает совершив это действие

Способность понять смысл совершенного действия вызывает удовольствие в такой же мере, как человек получает его от материальных вещей. Воспитатель должен хорошо обдумать, каким образом он может объяснить воспитаннику ценность данного действия, чтобы тот смог получить наслаждение от его выполнения.

Выбор человека основывается на том удовольствии, которое он получает совершив это действие. В хасидизме объясняется, что если человек совершает какую-то работу и ведет какой-то разговор, то у него обязательно есть душевное наслаждение, побуждающее его делать и говорить это.

Есть известный пример, иллюстрирующий это, когда царь поручил крестьянину за большую плату каждый день приходить во дворец и делать движения, как будто он косит траву. Через несколько дней тот отказался, так как это совершенно выматывало его — он не видел результатов своего труда и не получал от него никакого удовольствия.

Мы видим, что если у человека нет интереса в совершаемом им действии, он не только не испытывает удовольствия при этом, но и страдает в буквальном смысле. Если же его заставить, он выполнит это без всякого желания и будет думать про себя, когда же он сможет освободиться от этого.

Отсюда понятно, почему нельзя воспитать ребенка только с помощью приказа, ведь бессмысленное для него действие обречено на провал. Все это относится также к Торе и заповедям. Поэтому нужно обратить внимание, чтобы в нашей работе с ребенком присутствовали два вышеупомянутые этапа. Сначала нужно заставить ребенка сделать то, что воспитатель считает нужным в данный момент, а только потом, когда ребенок спокоен, объяснить ему важность этого. Именно в таком порядке была дана Тора. Подробно Ребе Король Мошиах пишет об этом в беседе «Тазриа-Мецора» 5748 г.

Комментарии: 6 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter