СБП. Дни Мошиаха! 8 Кислева 5785 г., второй день недели Ваишлах | 2024-12-08 22:30

Об отношении к изображениям некошерных животных

Надо следить за тем, чтобы вблизи ребенка не было изображений нечистых вещей. Когда ребенку дают игрушку, изображающую животное, то следует выбирать такую игрушку, которая изображает чистое животное...

Источник: «Итваадует» 5744, стр. 487-490 Свободный перевод:Шолем Лугов 12.10.2003 16 8089 мин.

Во многих книгах, для привлечения внимания читателя, есть рисунки и фотографии птиц и животных. Предлагаем вашему вниманию отрывок из выступления Ребе Короля Мошиаха с указаниями, чтобы в используемых рисунках и фотографиях изображались только «чистые» (кошерные) животные, рыбы и птицы.

— Объясняется в различных книгах, какое влияние на человека оказывает зрение. Это относится как к позитивным вещам — когда человек смотрит на предметы из области святости и т.д., так и к негативным — когда он смотрит4 на нечистых животных и т.д.5

И на основании сказанного: «Воспитывай юношу в начале его пути, тогда, состарившись, он не отойдет от этого пути» понятно, что эта идея должна быть подчеркнута особо в отношении еврейских детей в возрасте воспитания7, так как все вещи, запечатленные в их сознании (когда они смотрят на них и т.д.) в детском возрасте, оказывают влияние на всю их последующую жизнь — «пока они не состарятся».

По еврейскому обычаю, новорожденного ребенка окружают предметами и символами святости, «Шир а-маалот», и т.п. Отсюда же понятно, что надо следить за тем, чтобы ребенок не смотрел на изображения нечистых вещей.

38. Эта идея — влияние зрения в двух направлениях — имеет источник также в открытой части Торы, вплоть до еврейского закона:

Сказано в «Шулхан Арухе»: «Женщины, выходящие после окунания в микве, должны остерегаться… чтобы им не попалось на глаза нечистое животное [как собака или осел]… Но раз такое случилось, то если речь идет о богобоязненной женщине, пусть она окунается заново». [И вплоть до обычая праведных женщин, которые возвращались и заново окунуться, если на улице им встречалось нечистое животное] — ведь это свидетельство того, что в таких вещах есть отрицательное влияние на существование будущего ребенка.

И, с другой стороны, когда смотрят на святые вещи (после выхода из миквы), это оказывает позитивное влияние на форму будущего ребенка.

39. На основании вышесказанного о важности действия с помощью зрения понятно, что когда ребенку дают игрушку, изображающую животное (по любой причине, так как он ребенок), то следует постараться выбирать такую игрушку, которая изображает чистое животное, чистую птицу или чистую рыбу.

И, наподобие этого, когда ребенок подрастает и начинает изучать форму букв, когда ему показывают различные рисунки, чтобы облегчить ему восприятие формы букв, нужно постараться, чтобы животные на рисунках были бы чистыми. И к примеру: когда маленькому ребенку рисуют буква «алеф» в форме человека, который несет два ведра воды (одно наверху, а другое внизу) и чтобы сделать наглядным рисунок изображают реку, в которой плывут рыбы, а рядом — кошку и т.д., то следует постараться удалить кошку… и вместо нее нарисовать какое-нибудь чистое животное. То же относится и к другим рисункам11.

Также понятно в отношении выпуска брошюр и т.д., в которых есть рисунки и фотографии животных [и, тем более, предназначенных для детей в возрасте воспитания] — нужно постараться использовать именно чистых животных.

Есть, однако, «обычай в этой стране» связывать определенные вещи с рисунком… мыши(!) или какого-нибудь другого нечистого животного (о чем здесь нет места говорить подробно) и, к сожалению, вошло в привычку использовать такие рисунки также и в таких брошюрах и периодических изданиях, которые во всех остальных отношениях соблюдают все правила чистоты и святости. Однако по какой-то совершенно непонятной причине на это почему-то не обращают внимания (по крайней мере до сих пор), что надо стараться, чтобы еврей (и особенно ребенок) видел только чистые вещи. Но, в любом случае, понятно и очевидно, что для отказа от этого обычая и этой привычки не нужно проявлять «самоотверженность», а это можно осуществить очень легко, чтобы в будущем все рисунки и иллюстрации в брошюрах и т.д. были бы только из чистых животных.

[И нужно быть осторожным, чтобы не превращать весь этот вопрос в предмет нападок на других — прийти к человеку и сказать, что его «поймали», и «приказывают» ему, чтобы он отказался от своей привычки. Ведь кроме того, что возникает вопрос: кто дал кому-либо право его упрекать, также его «принуждают» доказывать, что он тоже важный человек и он поступит наоборот!.. В таком случае можно посоветовать сказать ему это так (и ведь на самом деле это так и есть), как будто в этом нет ничего нового, а так сказано в книгах, и каждый может сам заглянуть в эти книги и тогда это станет «его Торой», его собственным учением! И, наподобие этого, в отношении других доказательств].

40. И нужно сказать, что эта идея (что следует смотреть только на чистые и святые вещи) особенно подчеркивается, когда мы находимся накануне прихода Мошиаха — когда следует подготовиться к грядущей эре:

В будущем исполнится обещание «...дух нечистоты Я удалю с земли», уничтожение всех вещей, которые противоречат чистоте. И поэтому уже сейчас, накануне прихода Мошиаха, когда следует «пробовать» те вещи, которые произойдут в будущем, «пробующие ее жизни удостоятся» — нужно стараться, чтобы поведение было «похожим» на то время, когда «...дух нечистоты Я удалю с земли», повлиять во всех местах, чтобы использовали рисунки только чистых животных, и более того — на основе чистоты святости.

Примечания:
4 Здесь не имеются в виду ситуация, когда нужно произнести благословение «изменяющий творения» и т.д. [Но нужно заметить из книги «Кав а-яшар», что также когда человек видит странных животных, чтобы произнести благословение, нужно взглянуть на них мельком]… Но, на первый взгляд, об этом можно сказать «Как многочисленны Твои деяния»… И отсюда понятно то, что ходят в зоопарк и т.д. И это не противоречит сказанному.
5 Что касается того, что мы видим во многих синагогах рисунки льва и орла на покрытии шкафа со свитками Торы, а также чехле и короне свитка Торы — то смысл этого, очевидно, в том, чтобы напомнить о необходимости молиться и служить Всевышнему, как сказано: «Будь могуч, как лев»… наподобие колесницы, в которой были лев и орел…
А что касается рисунков нечистых животных на флагах некоторых колен, то объясняется, что каждый рисунок был связан со свойствами каждого колена, которое обязательно должно было иметь этот рисунок.
7 Закрывали ребенка, чтобы он не видел собаку в тот день, когда его учат святым буквам.
11 Это указание не относится к рисункам нечистых животных, о которых идет речь в ТАНАХе и высказываниях наших благословенной памяти учителей, когда преподаватели рисуют их детям, чтобы облегчить им учебу и т.д. Или когда рассказывают историю из ТАНАХа или высказываниях наших учителей. Ведь в этом случае это учеба и комментарий Торы, как это понятно.
[Более того, чтобы напомнить начало «Шулхан Аруха» (и трактата «Авот»), рисуют льва и т.д. и не довольствуются рисунком оленя].

Выводы из беседы:

1. Когда ребенку дают игрушку, изображающую животное, то следует постараться выбирать такую игрушку, которая изображает чистое животное, чистую птицу или чистую рыбу.

2. Когда ребенок подрастает и начинает изучать форму букв и ему показывают различные рисунки, чтобы облегчить ему восприятие формы букв, то нужно постараться, чтобы животные на рисунках были бы чистыми.

3. Для выпуска брошюр, в которых есть рисунки и фотографии животных, нужно постараться использовать именно чистых животных.

4. Не превращать весь этот вопрос в предмет нападок на других.

5. Использование рисунков только чистых животных является подготовкой к приходу Мошиаха.

6. Когда нужно произнести благословение «изменяющий творения», нет проблемы смотреть на нечистых животных и ходить в зоопарк.

7. Можно рисовать льва и орла на покрытии шкафа со свитками Торы.

8. Можно рисовать детям нечистых животных во время учебы Торы для самой учебы.

Комментарии: 16 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter