Перед тем как дать Тору сынам Израиля, Всевышний потребовал гарантий, что ее принципы будут соблюдаться. Евреи ответили, что за них ручаются их отцы. Но эта гарантия не была принята. Тогда в качестве поручителей были предложены пророки, но и это ручательство не было принято Б-гом. Лишь когда сыны Израиля заявили: дети — наша гарантия, им была дарована Тора. В этом заложен глубокий смысл, особенно важный в наш век.
Если в каких-то еврейских кругах начинают думать, что изучение и соблюдение законов Торы - удел «отцов», т.е. пожилых людей, или «пророков» — раввинов, посвятивших себя религии, то со временем в этих кругах Тору забывают. Таких евреев всегда поражала ассимиляция, и они исчезали из истории Израиля. Лишь те общины, где «гарантами» соблюдения Торы считались дети и где свято соблюдались принципы традиционного еврейского воспитания, смогли пронести светоч Торы и еврейское самосознание сквозь века и страдания.
Еврейское воспитание начинается с колыбели, когда мать или бабушка укачивает ребенка колыбельной песней, в которой говорится, что Тора — самая большая драгоценность. Когда ребенок начинает говорить, отец разучивает и ежедневно повторяет с ним слова из Пятикнижия: «Тору заповедал нам Моше - наследие общины Яакова» и объясняет ценность этого наследия понятными и простыми словами: «Тебе понравилась игрушка, которую подарил дедушка? А знаешь ли ты, что Тора намного лучше этой игрушки и многого другого. Ты это пока не понимаешь, ты еще не учил Тору, но когда ты научишься читать — ты поймешь, что это действительно так». Позже ребенок начинает изучать Танах, Талмуд, книги раввинов и мыслителей и убеждается, что действительно нет ничего лучше, нужнее, мудрее и справедливее Торы.
Одна из основных задач еврейского образования — в подготовке ребенка к жизни в обществе, где евреи остаются в меньшинстве. Мы всегда были «самой маленькой из наций», но наша сила не в количестве. Удел еврейства — быть «царством священников», священной нацией, живущей согласно Торе. Строгое соблюдение наших Мицвот в повседневной жизни сделало нас «особенными», отличными от других, и именно в этом наша сила, сохранившая нас по сегодняшний день. Еврейское самосознание и гордость за нашу историю должны воспитываться в наших детях с первых лет жизни, когда формируется характер. Тот факт, что мы живем в демократической стране и можем в полной мере пользоваться предоставленной нам свободой, обязывает нас укреплять наше еврейское самосознание, поскольку, будучи меньшинством, мы крайне подвержены силам ассимиляции.
Необходимо и жизненно важно искоренять из сознания еврейских детей комплекс неполноценности, порождаемый еврейским происхождением и жизнью в нееврейской среде. Нужно объяснять и объяснять нашим детям, что демократия и свобода — не котел для ассимиляции, а скорее наоборот: это привилегия и право жить согласно вере отцов, не прибегая к компромиссам; возможность жить где угодно, исполняя при этом предназначение своей жизни. И это, кстати, лучший способ добиться уважения со стороны соседа-нееврея…
Уважающий себя человек никогда не осмелится на советы, предложения или критику в области знаний, где недостаточно осведомлен. Для него очевидно, что он будет немедленно разоблачен как невежда или обманщик. Выпускник средней школы, к примеру, изучавший только элементарную физику, будет высмеян, если попытается критиковать новейшие физические концепции. Да на него и не обратят внимания, если он вздумает предложить квалифицированным физикам «новый подход» к проблеме. Но каждому из нас знакомы такие невежды, имеющие собственное, «компетентное» мнение о еврейском образовании.