СБП. Дни Мошиаха! 10 Нисана 5784 г., пятый день недели Мецора | 2024-04-18 05:39

Отцы и дети

Если в каких-то еврейских кругах начинают думать, что изучение и соблюдение законов Торы - удел «отцов», то со временем в этих кругах Тору забывают. Таких евреев всегда поражала ассимиляция, и они исчезали из истории Израиля.

07.09.2004 2032 мин.

Перед тем как дать Тору сынам Израиля, Всевышний потребовал гарантий, что ее принципы будут соблюдаться. Евреи ответили, что за них ручаются их отцы. Но эта гарантия не была принята. Тогда в качестве поручителей были предложены пророки, но и это ручательство не было принято Б-гом. Лишь когда сыны Израиля заявили: дети — наша гарантия, им была дарована Тора. В этом заложен глубокий смысл, особенно важный в наш век.

Если в каких-то еврейских кругах начинают думать, что изучение и соблюдение законов Торы - удел «отцов», т.е. пожилых людей, или «пророков» — раввинов, посвятивших себя религии, то со временем в этих кругах Тору забывают. Таких евреев всегда поражала ассимиляция, и они исчезали из истории Израиля. Лишь те общины, где «гарантами» соблюдения Торы считались дети и где свято соблюдались принципы традиционного еврейского воспитания, смогли пронести светоч Торы и еврейское самосознание сквозь века и страдания.

Еврейское воспитание начинается с колыбели, когда мать или бабушка укачивает ребенка колыбельной песней, в которой говорится, что Тора — самая большая драгоценность. Когда ребенок начинает говорить, отец разучивает и ежедневно повторяет с ним слова из Пятикнижия: «Тору заповедал нам Моше - наследие общины Яакова» и объясняет ценность этого наследия понятными и простыми словами: «Тебе понравилась игрушка, которую подарил дедушка? А знаешь ли ты, что Тора намного лучше этой игрушки и многого другого. Ты это пока не понимаешь, ты еще не учил Тору, но когда ты научишься читать — ты поймешь, что это действительно так». Позже ребенок начинает изучать Танах, Талмуд, книги раввинов и мыслителей и убеждается, что действительно нет ничего лучше, нужнее, мудрее и справедливее Торы.

Одна из основных задач еврейского образования — в подготовке ребенка к жизни в обществе, где евреи остаются в меньшинстве. Мы всегда были «самой маленькой из наций», но наша сила не в количестве. Удел еврейства — быть «царством священников», священной нацией, живущей согласно Торе. Строгое соблюдение наших Мицвот в повседневной жизни сделало нас «особенными», отличными от других, и именно в этом наша сила, сохранившая нас по сегодняшний день. Еврейское самосознание и гордость за нашу историю должны воспитываться в наших детях с первых лет жизни, когда формируется характер. Тот факт, что мы живем в демократической стране и можем в полной мере пользоваться предоставленной нам свободой, обязывает нас укреплять наше еврейское самосознание, поскольку, будучи меньшинством, мы крайне подвержены силам ассимиляции.

Необходимо и жизненно важно искоренять из сознания еврейских детей комплекс неполноценности, порождаемый еврейским происхождением и жизнью в нееврейской среде. Нужно объяснять и объяснять нашим детям, что демократия и свобода — не котел для ассимиляции, а скорее наоборот: это привилегия и право жить согласно вере отцов, не прибегая к компромиссам; возможность жить где угодно, исполняя при этом предназначение своей жизни. И это, кстати, лучший способ добиться уважения со стороны соседа-нееврея…

Уважающий себя человек никогда не осмелится на советы, предложения или критику в области знаний, где недостаточно осведомлен. Для него очевидно, что он будет немедленно разоблачен как невежда или обманщик. Выпускник средней школы, к примеру, изучавший только элементарную физику, будет высмеян, если попытается критиковать новейшие физические концепции. Да на него и не обратят внимания, если он вздумает предложить квалифицированным физикам «новый подход» к проблеме. Но каждому из нас знакомы такие невежды, имеющие собственное, «компетентное» мнение о еврейском образовании.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter