СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 07:40

Гет — грамота расторжения

Один раз из тысячи или из нескольких тысяч случаев оказывается, что союз между двумя людьми, брачный союз, не удался и не может выйти удачным... Горе тем, кого постигает эта беда!

5056 (2) мин.

Рабби Ханания от имени рабби Пинхаса говорит: «Во всей главе говорится „Б-г воинств“, а здесь (при упоминании о разводе) написано — „Б-г Всесильный Израиля“, чтобы научить тебя, что не объединяет Всевышний Свое Имя с разводом, но только с Израилем одним» (Иерусалимский Талмуд, Кидушин 1).

Случается так, что небесные силы разверзают под ногами человека бездонную пропасть, и приходит беда к мужчине или к женщине. Беда, с которой невозможно справиться. Один раз из тысячи или из нескольких тысяч случаев оказывается, что союз между двумя людьми, брачный союз, не удался и не может выйти удачным, пусть даже отдадут они все свои силы, все старания укреплению мира в семье — все будет напрасно, потому что нет человеку никакой опоры в его доме. На Небесах окончательно и бесповоротно решено, и вынесен приговор: эта пара не будет жить вместе в мире. Горе тем, кого постигает эта беда! Это — наказание, проклятие, посылаемое им с Небес. И хотя человек не в состоянии обратить проклятие в благословение, но ему даны разрешение и практическая возможность убежать от проклятия и тем самым спастись. Вот для этого-то сказала Тора: «И будет: коль не обретет приязни в глазах его, ибо нашел в ней нечто срамное — и напишет ей грамоту расторжения...» (Дварим 24:1). Мудрецы наши определили и уточнили этот закон в каких именно случаях «бейт-дин» (еврейский суд) выносит решение о настоятельной необходимости развода.

Если мир никоим образом не может установиться между этим мужчиной и этой женщиной, уж лучше, чтобы между ними стояла «грамота расторжения», разрывающая их связь и изолирующая их друг от друга. А почему? Потому что если мира нет, между ними горит огонь раздоров, и не погаснет он ранее, чем погубит их. А нет для Всевышнего ничего более ненавистного, чем раздор.

Жена предопределяется мужчине еще ранее, чем он сам создается, потому что так сказали мудрецы: «За сорок дней до сформирования зародыша на Небесах объявляют: „Дочь такого-то — для этакого-то“». Мужчина, ищущий себе жену, подобен ищущему пропажу; мужчина, который нашел себе жену и взял ее за себя замуж, словно нашел пропажу и вернул ее на место. И он и она росли когда-то из одного корня, а с момента заключения брачного союза они вновь соединяются воедино. Вот потому-то брачные узы — это узы истинные и вечные. И все-таки дана возможность развязать эти узы посредством развода, посредством «грамоты расторжения».

Но, может быть, возможность развода на деле ослабляет крепость брачного союза, разъединяет слепленное и наводит страх на супругов при любом разногласии и споре между ними? Нет! Напротив: возможность развода у евреев — это могучее средство укрепления их брачного союза, придающее ему настоящую слитность, слитность не по принуждению, а по доброй воле.

У евреев, живущих по законам Торы, вы едва ли найдете одну пару из тысяч, которая пришла к разводу. А у других народов? Посмотрите, что получилось у тех, кто захотел превзойти законы Творца, данные Им в Его Торе, и облагодетельствовать Его создания более, чем это сделал Он сам — у тех, кто сказал, что брачную связь не дано расторгнуть во веки веков! Сколько есть среди них разбитых и расколотых семей, сколько крови проливается из-за этого, и какой страшный огонь взаимной ненависти пожирает те семьи, в которых брачная жизнь не удалась!

Возможность развода — не единственный закон, данный Всевышним Израилю: есть еще у Израиля множество законов, данных Ему Всевышним, и обо всем этом в целом Он заключил союз с Израилем: евреи будут «выполнять Его законы и хранить Его Тору» для их же собственного блага, И Израиль верен союзу. Весь еврейский народ верен союзу, заключенному им с Б-гом, и каждый еврей верен союзу, заключенному им со своей супругой. Это — два союза, но каждый из них обеспечивает сохранение другого.

О Торе и ее заповедях сказано: «Пути ее — пути услады, и все ее тропы — мир» (Мишлей 3:17). Каждый, кто изменяет ее путям, прибавляет ли он что-нибудь к заповедям или убавляет от них, тем самым уходит от Торы и оказывается вне ее, в таком месте, где нет ни услады, ни мира. Каждый, кто требует милосердия больше, чем определила Тора, не уходит из мира, не проявив лютой жестокости; каждый, кто требует верности больше, чем предписала Тора, в конце концов неизбежно приходит к предательству; и всякий, кто требует мира больше, чем повелела Тора, в конце концов неизбежно возбуждает раздор. Потому что нельзя найти услады иначе, как на путях Торы, и нет другого мира, кроме как на ее «тропах».

«...Все ее тропы — мир», даже там, где, на первый взгляд, возникает разногласие. Так же и закон развода дан, в действительности, ради мира среди людей и целостности семьи. «Соблюдающий заповедь не узнает горя», и, хотя это очень тяжело, но «грамота расторжения», расторгающая связь между мужем и женой, не приносит зла «соблюдающему заповедь», но только одно добро.

Несмотря на то, что Тора разрешает развод, идя на это, еврей чувствует не отвращение, но страх и трепет, и он соглашается на него только тогда, когда окончательно потеряна всякая надежда исправить его разбитую семейную жизнь. И не только разводящийся со своей женой, но и всякий другой еврей, видящий или слышащий, что кто-то разводится, содрогается всей душой и чувствует настоящее горе, и все стараются восстановить мир между супругами: может быть, еще не все потеряно?.. Это свойство души есть только у евреев, невозможно найти ничего подобного в любом другом народе.

Откуда приобрела это свойство еврейская душа — испытывать страх и трепет перед разводом? Из Торы. Там приобрела еврейская душа это свойство.

Требования религий других народов с самого начала соответствовали характеру и свойствам их душ. Совершенно не так у Израиля: наоборот, свойства их душ формировались согласно тому, что требует Тора. Та самая Тора, которая открыла выход из брачного союза через развод «грамотой расторжения», та самая Тора запечатлела в душе верного ей народа чувство страха и трепета перед разводом, и еврей не обращается к этому выходу до тех самых пор, пока ему не станет ясно, что нет другого пути.

Опубликовано: 25.04.2006 Комментарии: 2
Темы: Развод
Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter