Есть такая профессия, которая на иврите называется — целитель чувств (или душевных проблем). Мордехай Рот — как раз такой целитель. И вот что он рассказал, исходя из беседы с обратившимся к нему за помощью человеком...
Начало рассказа звучало очень драматично: «У нас 10 детей. Мы женаты более 20 лет. Через месяц я даю ей гет. Хочу отдохнуть от нее уже окончательно! Она — директор, большой начальник у себя на работе. Но ведь и я работаю! И мне нужно хорошее отношение! Разве я не заслуживал большего? Помоги же мне, будь другом, когда начнется вся эта ужасная дележка денег, споры за детей и время каждого ребенка с родителем, которое придется распределять…»
За этим утверждением стоит долгая история боли и горечи, взлетов и падений. Обо всем расскажем по порядку! Но сначала успокоим наших читателей: развод не состоялся. 10 чистых душ не пострадали, не лишились родителей. Так как же все происходило?
«Лишь бы помог мне развестись по-человечески, большего от тебя я не прошу и не ожидаю», — повторял отчаявшийся еврей.
Вопрос: а как все-таки поладить с супругой? — для него уже не стоял.
Понимаю твою боль и горечь, — сказал я ему, — но я не тот специалист, который будет заниматься этим «сохранением внешних приличий» при разводе. Мне важно именно сохранить семью — высшую ценность, а не какие-то там осколки благополучия. Поэтому ты обратился не по адресу!
«Оставь, — отвечал мой безутешный собеседник, — я не хочу говорить об этом. К кому только я не обращался. Все мосты уже сожжены».
Послушай, — сказал я ему, — я задам тебе пару вопросов. Но ты не обязан сразу давать мне ответы на них. Напротив, я ставлю условие. Ты должен вернуться ко мне через несколько дней, если ответы у тебя на тот момент будут. Хорошо?
Тот согласился. Какие же это вопросы? То были вопросы-задания:
1. Стань перед зеркалом, наедине с собой, и спроси себя, глядя себе в глаза. Ведь многие люди врут даже самим себе… Так вот, спроси себя: «Сделал ли я достаточно, пусть не на 100%, но хотя бы на 70% для своей супружеской жизни? И может ли быть, что я полностью исправленный, совершенный человек. И только жена моя проблематична? А я совершенно безгрешен?
2. Спроси себя: достаточно ли я уверен в том, что могу с чистой совестью посмотреть в глаза своим детям, каждому из 10-ти, утверждая, что совершенно все средства были мною исчерпаны и другого выхода нет? Это верно, что зрелище ссор и скандалов мучительно для детей. Однако полный разрыв, развал семьи мучителен еще больше. Чиста ли твоя совесть?
3. Что есть женщина вообще? Умею ли я любить, уважать, имею ли понятие обо всем этом? И если ответ — нет, то имей в виду, что в следующем браке эта недостаточная грамотность тоже проявится и окажет медвежью услугу.
4. Последний вопрос к тебе как к религиозному человеку: раз есть Б-г и раз есть у каждого человека задача от Б-га, то понятно, что решать придется какие-то проблемы: у одного это здоровье, у другого это пропитание, у третьего это семья… Разве тебя кто-то от этого освободит? Есть и куда горшие испытания, которые посылаются людям! Сам перед собой человек часто может и соврать, но ты проведи этот разговор как можно откровеннее. И потом приходи ко мне...
Прошло две недели. Тот еврей позвонил мне. Он просил новой встречи. Когда он зашел в комнату, то сказал: «Мордехай, с меня хватило и первого вопроса», — и тут он зарыдал.
Меня пробрало до глубины души от его рыданий. Он сказал, что задал себе первый вопрос и ответ, прозвучавший внутри него, был — и сорока процентов ты не сделал! Ты делал чуть-чуть и ждал, что все остальное сделает жена. Даже трех месяцев ты не удерживал должный уровень взаимоотношений, который требовал постоянного сохранения!
…Мы начали с ним работать. Результат на нынешний момент такой: пусть его супружеская жизнь далека от совершенства, но он принял за нее ответственность, поступил как мужчина. Поворот был на 180 градусов. И вот результаты уже начинают проявляться. Все становится лучше и лучше.
Поэтому я думаю, что эти четыре вопроса не будет лишним задать себе каждому, кто сталкивается с такой ситуацией в жизни.
Удачи вам и сумейте найти правильного советчика, который не даст вам опустить руки.