Рассказывает один человек, который обратился ко мне за помощью:
— Сугубая пикантность ситуации состояла в том, что в нашей семье не дети стали вдруг неуправляемыми и грубыми, а… жена, мать семейства. Ее видели в нескромной одежде члены дирекции школы, где учились наши сыновья, и мне было передано, что в случае, если она действительно решила так и дальше одеваться, они будут отчислены из учебных заведений. Узнав об этом от меня, она отреагировала так: «Да пусть делают что хотят. Подумаешь! Отчислят так отчислят! Мне надоело!»
Надо вам заметить, что я — учащийся академии Торы, и мой внутренний мир соответствует этому высокому званию. Жена зарабатывала деньги, будучи вовлечена в сферу косметологии, ухода за красотой. Так мы жили долгие годы, не испытывая больших противоречий.
Но вот с ней что-то произошло. Я пытался ее расспрашивать, но она уклонялась от ответа.
Два года прошли в постепенном отдалении и росте непонимания между нами. Я посетил где-то восемь специалистов до того, как попал к тебе, Мордехай. Были задействованы и видные раввины. Никто не преуспел.
— У меня нет для тебя чудодейственного средства… — отвечал я.
— Ну, сделай хоть что-то! — умолял несчастный отец семейства.
— Хорошо. Давай начнем с двух шагов. Чтобы и дня не прошло без того, чтобы ты не сказал ей следующие слова: «Я не оставлю тебя, никогда не перестану любить тебя, что бы ни случилось и что бы ты ни сделала». Ты должен дать ей ощущение, что принимаешь ее такой, как она есть, безо всяких условий.
— Договорились. А второе?
— А второе — самое главное. Молитва. Когда ты на самом деле обращался с молитвой по поводу того, что произошло с женой?
— О, я все время молюсь, ведь я так сломлен.
— Нет, я имею в виду 10 минут в день, которые ты посвящал бы только этой проблеме, лишь ей одной. И это важнее всего. Ведь никакие специалисты и раввины тебе не помогут, если Б-г не захочет.
— Но как именно молиться? Какими словами?
— Говори так: «О мой Б-г, посели святость в ее сердце и помыслах, дай мне силы принимать ее и не воспитывать ее обычным убеждением, а только воздействовать на нее внутренне. Дай силы любить ее. Помоги, чтобы наши дети не оказались выброшенными из своих школ. Папа, помоги мне». Говори простым языком, прямо из сердца. Как будто ты — сын, а Он — твой отец.
Даю тебе 30 дней на эту «программу»… Не забывай каждый день говорить с ней, прямо «душа с душою». И специальная молитва, 10 минут в день, как я объяснил выше.
— Но дети, дети? Разве я не должен прямо сейчас сделать что-то для них?
— Все решения зависят от Того, кто на Небесах…
Прошел месяц, другой… Человек не звонил. Как будто вовсе пропал с моего горизонта. Потом оказалось, что события развивались следующим образом:
— Мордехай. Пойми, почему я не звонил тебе. Я был жестоко разочарован теми советами, которые услышал от тебя. Никакой особой гениальности я в них не заметил. Говори жене такие-то слова, молись о ней. Ну, что тут особенного? Но я все же решил приступить к исполнению. Каждое утро я просыпался очень рано и по полчаса оплакивал свою ситуацию.
Это происходило на фоне советов моих друзей, которые говорили: выставь ей ультиматум: или идти добиваться развода через раввинат, или пусть она вернется к своему прежнему мировосприятию. Однако я душевно не был готов выставить ей такие условия.
Начался этап, когда я стал на практике применять твои советы. Жизнь заставила меня. И вот я стал общаться с ней, произносить те самые слова. Что я ее никогда не брошу, что я буду ее любить, что бы она ни сделала… Через какое-то время я заметил, что ее стиль одежды поменялся к лучшему.
Это было чудом в моих глазах. Однажды ночью мы сидели в гостиной на диване, и она начала плакать. «Ты помог мне вернуться к себе прежней, — пробормотала она, вся в слезах, — давай я расскажу тебе все по порядку». Она посвятила меня в историю своих душевных мучений и переживаний. Оказалось, что все началось со знакомства с какой-то модной женщиной. Она совсем задурила голову моей жены, увлекая ее свободомыслием на грани отказа от религии. Она якобы открывала перед ней свою душу, делилась мыслями, изливала свои исповеди, но при этом получалось, что она увлекала ее в пучину сомнений по поводу выбора жизненного пути. Жене захотелось все бросить, ей стало все равно. Ее вера была поколеблена. Она не только не смогла переубедить свою новую подругу, но и себе самой она теперь уже не могла ответить на самые простые вопросы. Муж теперь выглядел в ее глазах тираном.
«Если б ты продолжал со мной и дальше воевать, я бы все вообще бросила, — призналась мне жена. — Но когда ты сказал, что принимаешь меня такой, какова я есть, это вызвало во мне желание ответить тем же. Мой страх открыться тебе стал уменьшаться. К тому же я пошла к одной женщине, жене раввина, которая навела порядок в моей голове. И слава Б-гу, что теперь я успокоилась и вернулась к себе прежней, но на новом уровне». Разговор наш принес успокоение нам обоим.
Так рассказал мне этот человек после долгого перерыва в общении. И завершил он такими словами: «Ты спас наш брак!»
Однако, понятно, что спасает только Б-г, никто, кроме Него, помочь не может.
«Максимум — я был Его посланцем», — завершает р. Мордехай эту историю.