Почему так важно есть рыбу в субботу?

18.12.2013 13474 (6)
Почему так важно есть рыбу в субботу?
Почему так важно есть рыбу в субботу?

Известно1, что в субботу нужно есть рыбу во время всех трёх субботних трапез2. Это очень древний еврейский обычай, который существовал уже во время II Храма3.

В Талмуде и в учении хасидизма приводится много свидетельств о важности этого обычая. Рассказывается о великих праведниках4, что они сами готовили рыбу на субботнюю трапезу. Они ели рыбу в субботу даже в то время, когда ее тяжело было достать5. Баал-Шем-Тов — основатель хасидского движения — выбрал себе место жительство в Межибуже, так как там очень легко достать рыбу6.

Особые обычаи

У знаменитых хасидов и великих каббалистов принято есть рыбу особенно во время третьей субботней трапезы7. Ребе РАШАБ начинал есть рыбу с глаз8. Ребе Король Мошиах ШЛИТА обычно очень сильно солил рыбу9. Согласно одному из обычаев10, принято есть две порции рыбы во время всех субботних трапез11. Рассказывается, что сам Всевышний награждает того, кто старается есть рыбу во время субботних трапез12.

Почему именно в субботу едят рыбу?

1. Рыба — важное блюдо13, которое веселит человека и с помощью которого происходит восхваление субботы вплоть до того, что даже если человек приготовил самые вкусные блюда, они не приравниваются по своей важности к рыбе14.

2. Во время трапезы, которою сделает Мошиах для праведников, мы будем есть рыбу. Поскольку суббота приравнивается к будущему миру, во время субботней трапезы едят рыбу15.

3. В отличие от всех других животных, рыбы не «трудятся», чтобы найди себе добычу, ибо они зависят полностью от милостыни Всевышнего16. Этим нас учит Б-г, что заработок еврея зависит от Творца, и наблюдающий субботу не должен быть озабочен тем, что он «теряет» рабочий день. Не погоня за деньгами является кормильцем человека, а сам Б-г, который дает человеку его заработок и когда человек не работает в субботу, он нечего не теряет.

4. В святых книгах, Б-г назван «женихом», а субботней день «невестой». Субботняя трапеза подобна свадебной трапезе, а, как известно, что после обряда бракосочетания принято есть рыбу17.

5. У рыб18 нет век, их глаза всегда открыты, они не спят (в отличие от других животных) и всегда насторожены. Поэтому когда мы едим рыбу во время субботней трапезы, это символизирует, что Всевышний всегда за нами смотрит19.

6. Сказано20, что рыбы не подвержены «сглазу», поскольку они скрыты от человеческого глаза. Таким же образом в субботу еврей не может быть подвержен нечистой силой, так как она скрывается.

7. Евреи также уподоблены рыбам: как рыба не может жить без воды, так и существование еврея связано с Торой, которая уподобляется воде21. Поясняет Цемах-Цедек22, что рыбы полностью погружены в воду, вплоть до того, что вода соприкасается с ними внутри и снаружи становится частью самой рыбы. Это выражается тем, что рыба может существовать только в воде и если вытащить ее из воды, она немедленно погибнет. Поэтому, когда еврей ест рыбу во время субботней трапезы, он подчеркивает свою связь с Торой и святостью субботы23.

8. Алтер Ребе пишет24, что несмотря на то, что есть рыбу в субботу стоит на уровне закона, источник этого не находится в открытой части Торы, а в книгах каббалы и хасидизма.

Примечания:
1 «Шyлхан Арух» Алтер Ребе 242:5; «Кунтрес Ахарон» 4; ШЛА трактат «Шаббат», глава «Свеча закона» 36; Молитвенник АРИ, раздел «Эйхал а-Баал-Шем-Тов», законы «Наступление субботы»; Молитвенник Алтер Ребе, законы трех трапез; «Шаар а-Колел» 17:25; «Ликутей Сихот» Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА, том 31, стр. 192, сноска 15.
2 Разрешается не есть рыбу, если она вредит здоровью. См. «Шyлхан Арух» Алтер Ребе 242:7.
3 Книга «Нехемия» 13:16.
4 Начиная с автора книги «Мишна», Рава, Мезрического магида, и т.д. см. трактат «Шаббат» 119б; «Ликутей Дибурим» (перевод на иврит) стр. 743; «Сефер а-Сихот» 5768, стр. 53: Ребе РАЯЦ приводит историю, как Мезрический Магид приготовил себе рыбу на субботнею трапезу и поставил ее на стол перед Алтер Ребе. Сам же Магид находился в великом возвышение души. Алтер Ребе съел это рыбу, и когда Магид пробудился, он спросил: «Где моя рыба?». На это ответил Алтер Ребе: «Я ее съел». На это сказал Мезрический Магид: «Это мог сделать только Алтер Ребе».
5 Книга «Мигда Оз» р. Яаков Амдин, врата «Маасе» глава 23.
6 Комментарии Баал-Шем-Това на Тору, на главу «Итро», абзац 23. Также приводится в комментариях на главу «Берейшит» в книге «Маор вэ-Шемеш» равнина и каббалиста Клонимус-Калмана а-Леви Эпштейна, что в реках и озёрах плодятся и размножаются рыбы лишь в заслугу того что евреи исполняют заповедь есть рыбу в Шабат.
7 См. в «Молитвеннике» Алтер Ребе, законы трех трапез; «Шаар а-Колел» 17:25.
8 Книга рав Рафаэля Каана «Шмуот вэ Сипурим» том 1, стр. 149.
9 Книга «Маасе Мелех» 9:14; 10:5.
10 Книга «Сефер а-Сихот» Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА 5751 г., гл. «Хаей Сара»; Книга «Сефер а-Сихот» Ребе РАЯЦ 5708 г., стр. 182.
11 Таким образом исполняется закон на самом высоком уровень, ибо как пишет Мидраш: «Все деяния субботы двойные» («Мидраш Теилим», глава 92).
12 Есть известная история, что сам Б-г возвращает обратно деньги, которые тратит еврей на покупки в честь субботы. Один еврей заплатил очень большую суму денег, чтобы купить рыбу на субботнюю трапезу, за что Всевышний вернул ему обратно неимоверное богатство, которое хватило ему прожить всю свою жизнь («Мидраш Берейшит Раба», глава 11, абзац 4; ТУР глава 604; трактат «Шабат» 119а).
13 Даже намного важнее чем говяжье мясо (комм. РАШИ на главу «Пинхас» 29:36).
14 Менахем Азария из Фано (1548-1620), книга «Рукопись», 5 изречение на субботу, часть 6.
15 Трактат «Бава Батра» 75а, Комментарии «Торат Хаим» на трактат «Эрувин» 19а.
16 Рыбы питаются в основном другими рыбами, поэтому хвост проглоченной рыбы должен быть направлен к внутренности рыбы. Но на самом деле, когда разрезают брюхо рыбы, видно, что голова проглоченной рыбы направлена вовнутрь, а хвост — в сторону рта. И получается, что рыбы постоянно охотятся за своей добычай, но в результате рыба существует не за счет этих рыб, а совсем других рыб, который Всевышней ей «подобрал» и сделал так, что они попали «сами по себе» ей в рот.
17 Книга «Шаар а-Колел» 17:25; Комментарии «Баэр Эйтев» на «Шулхан Арух», раздел «Эвен а-Эзер», глава 63, малый абзац 4.
18 Книга «Зоар» III 129б; «Сефер а-Ликутим» Цемах-Цедека, раздел «Рыбы», стр. 89.
19 «Шахарит» в Субботу (и праздники), абзац «Пусть душа всего живого».
20 Трактат «Брахот» 20а.
21 Иерусалимский Талмуд, трактат «Авода зара» 3б; Вавилонский Талмуд, трактат «Брахот» 61а.
22 Кинга «Ликутим», концепт «Рыба», стр. 84.
23 Существуют две категории еврейской души: 1. Подобии рыбы — также как и рыба слита полностью с водой, так и существует категория души еврея, которая постоянная слита с Божественностью. 2. Подобия суши — обитающий на земном шаре, отсоединены от самой земли, и это пример тем душам, которые отделены от Божественности (Книга «Ликутим», концепт «Рыба», стр. 87).
24 «Шулхан Арух» Алтер Ребе в приложения к главе 242:7, раздел «Кунтрес Ахарон»; Беседа Ребе на главы Торы «Бэар-Бехукотай» 5745 г.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Кухня » Рыба (другие статьи):