Можно ли делать кидуш на белое вино? В чём мнение «Мишны Бруры» отличается от мнения «Шулхан Арух а-Рав» по этому вопросу?
В «Шулхан Арух» (272:4) сказано: «Можно делать кидуш (1) на белое вино. Однако РАМБАН считает, что такое вино не годится для кидуша даже постфактум, (2) но можно делать на такое вино авдалу. Обычай (3) следовать первому мнению».
«Мишна Брура» комментирует:
(1) Согласно всем мнениям необходимо стараться отыскать именно красное вино. Однако если красное вино хуже белого, или красного вина нет, то согласно первому мнению изначально можно делать кидуш на белое вино.
(2) Если в данной местности это вино считается важным напитком местности и все его пьют. И статус такого (белого) вина не хуже чем статус пива, в отношении которого объясняется в главе 296(:2), что можно делать на него авдалу, если оно считается важным напитком данной местности. И по этой же причине, согласно всем мнениям, можно делать на него утренний кидуш, в соответствии с тем, что написали последние законодатели (как сказано в пункте 9 нашей главы), где сказано, что утром обычай облегчать и делать кидуш на любой напиток, который имеет статус важного напитка местности.
(3) Из слов «Элия Раба» следует, что в случае если вино чрезмерно белое, уместно брать во внимание мнение РАМБАНа и делать кидуш на белое вино только в крайнем случае, когда нет красного вина.
Мнение «Шулхан Арух а-Рав»
В законах субботы (272:4) Алтер Ребе пишет: «Можно делать кидуш на белое вино, как объясняется (в законах Песаха) в главе 472(:26)».
Из того же, что Алтер Ребе говорит там (в главе 472) следует, что необходимо прилагать усилия, чтобы отыскать красное вино (для четырёх бокалов в Песах), однако что касается остальных праздников а также суббот, нет обязанности прилагать усилия чтобы отыскать и использовать красное вино, если оно не лучше белого вина.
Из вышесказанного следует, что в отношении использования белого вина для кидуша (в праздники и субботы) мнения «Мишны Бруры» и «Шулхан Арух а-Рав» разнятся:
Согласно «Мишне Бруре» изначально необходимо стараться сделать кидуш на красное вино (если только белое не лучше красного), а согласно «Шулхан Арух а-Рав» можно делать кидуш на белое вино, даже если оно не лучше красного.
«Бадей а-Шулхан» (80:1) приводит данное различие во мнениях, и добавляет: под белым вином не имеется в виду (как принято считать в народе) такое вино, которое не очень красное и только немного склоняется к белому, но имеется в виду такое, которое действительно белое, и именно о таком вине идёт спор…