Когда есть необходимость иметь сертификат о кошерности пищи (контроль со стороны организации, занимающейся надзором за кошерностью)?
На практике устрожаются и покупают пищу у того, в отношении которого есть презумпция кошерности (этот человек «мухзак бекашрут»). Таким человеком может считаться тот, о котором в обществе известно, что он ведет образ жизни в соответствии с еврейским законом: молится три раза в день, соблюдает кашрут и т.д.
Некоторые законоучители («поским») приводят, что для того, чтобы не делать различий, в ряде мест ввели постановление, согласно которому следует покупать пищу только у того, у кого есть письменное удостоверение о кошерности пищи («ктав эхшер»), и наличие такого документа необходимо даже если сам человек «мухзак бекашрут». Имеется в виду «ктав эхшер» от раввина выносящего законодательные решения («морэ ораа»), который, осуществив надзор, пришёл к выводу, что пища, в отношении которой даётся «ктав эхшер», кошерна.
В наше время умножилось количество различных сертификатов кошерности («эхшеров»), и, как известно, есть среди них разные уровни; поэтому некоторые люди, выдающие сертификаты, полагаются на различные облегчения, на которые человеку, боящемуся Небес, полагаться не следует.
(В отношении этого важное правило нам сообщает рав Вознер (респонсы «Шевет а-Леви» 10:120), говоря, что даже касательно вещей, насчет которых можно найти разрешение постфактум («бедиавад»), нельзя полагаться на это для нужд общественности, если речь идет о такой вещи, в которой у общества есть постоянная нужда, поскольку большинство разрешений «бедиавад» сказаны об исключительных случаях, а не о том, чтобы делать это фундаментом кашрута, в случае чего это противоречит Торе).
А бывает, что некая организация по кашруту проводит надзор не самого хорошего уровня, и поэтому людям необходимо выяснить у своих раввинов на какие «эхшеры» можно полагаться.
Что касается домашней пищи, которая продаётся в небольших объёмах, если покупатель знает продавца лично, а именно, что продавец — человек, боящийся Небес и соблюдающий заповеди, можно облегчить и покупать у него пищу, которую он приготовил.
И так во многих местах: приобретают пищу у людей, которые выставляют на продажу выпечку и деликатесы, которые они приготовили дома.
Однако что касается того, когда человек готовит пищу и продаёт её в большом количестве — необходимо, чтобы это находилось под надзором организации, занимающейся кошерной сертификацией. А если такой человек не ставит производство пищи под наблюдение организации по надзору за кашрутом — сам этот факт свидетельствует против надежности данного заведения, а также подрывает устои кашрута, как понятия, в обществе. Что считается большим объемом производства — нуждается в отдельном анализе. Если речь идет о кейтеринге, в основном, он нуждается в контроле со стороны организации, занимающейся надзором за кашрутом, и нужна особая консультация с раввином в каких случаях возможно облегчить в этом вопросе, и возможно ли облегчить вообще или нет.