СБП. Дни Мошиаха! 26 Тевета 5785 г., первый день недели Бо | 2025-01-25 23:15

Доставка кошерной пищи посредством нееврея

Должен ли получатель проверять пломбы? Если проверил и обнаружил, что пломба испорчена или упаковка открыта? Каким образом делают пломбу?

Источник: «Псаким у-Тшувот», раздел «Йоре Деа», гл. 118 Перевод:Моше-Залман Забродин 09.12.2024 0 209 мин.

«Вино, мясо, и кусок рыбы, у которого отсутствует знак, которые еврей дал на хранение нееврею или послал их с ним — нуждаются в двух пломбах. Однако для вареного вина и всего, что связано с запретом, введённым мудрецами — достаточно одной пломбы» («Шулхан Арух», раздел «Йоре Деа» 118:1).

Основа этой главы «Шулхан Аруха» заключается в том, что когда пищу дают на хранение или посылают с неевреем или евреем, в отношении которого существует подозрение, мы опасаемся, что он подменит кошерную пищу на свою для того, чтобы получить выгоду, поэтому мудрецы обязали делать пломбу на пище или на ее упаковке, чтобы предотвратить подмену.

Однако существует разница: если речь идёт о виде пище, подмена которой влечет нарушение запрета Торы, например, кошерном мясе, которое нееврей может подменить на мясо со статусом «невела» (падаль), или же если речь идёт о рыбе, которую могут подменить на нечистый вид (запрещённый в пищу) — для такого рода пищи необходимо наличие двух пломб, поскольку в таком случае, если захотят подменить пищу, человеку придется потрудиться, чтобы эти пломбы подделать.

Отметим, что постфактум для ашкеназских евреев можно облегчить, если пища была дана нееврею на хранение и вместо необходимых двух пломб она была скреплена только одной пломбой. Так следует из слов РАМО; однако, что касается сефардских евреев, в этом не облегчают, как следует из слов «Каф а-Хаим».

Что же касается пиши, подмена которой влечет нарушение запрета мудрецов — достаточно одной пломбы, и мы не опасаемся, что эта пломба будет подделана. К такой пище, среди прочего, относятся: хлеб, молоко и молочные продукты, парвенная или молочная выпечка.

В отношении вина устрожили и обязали две пломбы, несмотря на то, что если даже нееврей подменит это вино на своё, речь будет идти только о запрете мудрецов («стам ейнам»), поскольку в наше время практически не встречается такого, чтобы вино возливали идолам (и которое, соответственно, было бы запрещено Торой). Данное устрожение в отношении вина основывается на подозрении, что нееврею все же понравится вино и он решит возлить его идолам.

Однако, поскольку, как уже было упомянуто выше, в наше время практически не встречается такого, чтобы вино возливали идолам, есть некоторые авторитеты, которые считают, что в наше время для вина наличие одной пломбы достаточно (см. ТАЗ, «Минхат Яааков», «Арух а-Шульхан»).

Должен ли получатель проверять пломбы?

«Если пища была запечатана как положено: двумя пломбами, там где необходимо две, и одной, там, где достаточно одной, нет необходимости в проверке» («Шулхан Арух», раздел «Йоре Деа» 118:2).

ШАХ объясняет, что данный закон основывается на том, что мы исходим из того, что нееврей не стал утруждаться, чтобы подделать пломбу/пломбы.

Однако это только со стороны базисного закона, но на практике правильно, чтобы получатель проверил, не испорчены ли пломбы. Особенно это касается тех мест, где неевреи не испытывают страха перед евреями, и тем более это касается нашего поколения. См. «Хохмат Адам» (70:1), который пишет, что с ним самим было дело, что он купил у лавочника сыр с сертификатом, а после тщательного осмотра оказалось, что он поддельный.

Если проверил и обнаружил, что пломба испорчена или упаковка открыта?

«Однако если осмотрел пломбы и не узнает их, пища запрещена, даже если речь идёт о двух пломбах» («Шулхан Арух», там).

Написал РАМО, что это именно если видят, что пломба была испорчена посредством человека, но если речь идёт о ситуации или месте, когда порчу пломбы можно объяснить тем, что она испортилась сама по себе или же ее ненамеренно испортили дети, мы не говорим, что эта пища запрещена. И есть такие авторитеты, которые считают, что данное разрешение относится и к ситуации, когда речь идёт о пищи, подмена которой влечет нарушение запрета Торы, однако есть такие, которые в этом случае устрожают. Среди разрешающих: РАМО («Торат Хатат», правило 32, как написал «Минхат Яааков» там). Среди устрожающих: «Яин а-Месамеах» (МААРАЛ Цинц) п. 130, «Хадрей Деа» 130:8, «Йешуот Яаков» 130:3).

Данное разрешение относится только к ситуации, когда нееврей не знал о том, что пломба была испорчена; если же он знал об этом, как, например, в ситуации, когда нееврей сам рассказал еврею о том, что пломба сама испортилась — в таком случае пищу не разрешают.

И из этого можно выучить в отношении приобретения пищи в магазине, когда иногда встречается такое, что упаковка пищи приоткрыта: если можно объяснить это тем, что упаковка сама приоткрылась по причине транспортировки или по подобной этому причине, мы не опасаемся, что упаковку открыл нееврей и подменил пищу.

Каким образом делают пломбу?

Суть «пломбы» заключается в том, чтобы невозможно было открыть упаковку, в которой находится пища, чтобы при этом пломба не была бы повреждена, при условии, что это такой вид пломбы, которую нееврей не может подделать так, чтобы она была идентичной настоящей.

И несмотря на то, что если приложить большие усилия, можно подделать почти любую пломбу, мы полагаемся на то, что нееврей не будет прилагать такие большие усилия, чтобы ее подделать.

Что же касается пищи, подмена которой влечет нарушение запрета Торы, мы опасаемся, что нееврей приложит даже большие усилия, чтобы подделать одну пломбу, и поэтому в отношении такого рода пищи обязали, чтобы пломбы было две.

Теперь приступим непосредственно к описанию самих типов пломб. Что может считаться пломбой, а что нет.

1) «Ктива» (написание) — изображение одной буквы еврейского алфавита так, чтобы половина буквы находилась на покрытии контейнера (упаковки), а вторая половина на самом контейнере (упаковке). Если речь идёт о пище, для которой необходимы две пломбы, нужно сделать две такие буквы. Имеется в виду изображение буквы таким образом, чтобы при нарушении целостности упаковки неевреем невозможно было соединить две половинки буквы так, как это было тогда, когда упаковка была закрыта и эта буква была целостной.

В наше время на этот тип пломбы обычно не полагаются, поскольку встречается достаточное количество неевреев или евреев в статусе «мумар» (отказавшихся от соблюдения заповедей), которые знают еврейский алфавит и могут осуществить подделку.

Исключением является ситуация, когда получатель с точностью видит и может определить, что буква написана именно почерком того, кто ему эту пищу послал.

2) «Хатимат а-шем» — простановка имени или подпись. Хотя, как уже было сказано выше, в наше время неевреи знакомы с еврейскими буквами, данный метод пломбировки эффективен, поскольку мы исходим из того, что нееврей будет опасаться подделать подпись человека, чтобы не попасться на этом.

Подпись должна быть проставлена таким образом, чтобы одна ее половина находилась на покрытии (крышке) упаковки, в которой находится пища, а вторая половина на самой упаковке.

Если речь идёт о пище, которая требует две пломбы, подпись должна быть сделана в двух местах.

3) «Мадбека» — наклейка. Наклейка, на которой человек поставил своё имя, считается пломбой. А если речь идёт о пище, которая требует две пломбы, необходимо, чтобы было две наклейки. При этом отметим, что две простановки имени на одной наклейке считаются одной пломбой.

Важно подчеркнуть, что речь идёт именно о такой наклейке, которая при открытии упаковки разрывается, как, например, в ситуации, когда половина наклейки находится на крышке упаковки, а вторая половина на самой упаковке.

4) «Сгира мешуна» (необычный способ закрытия). Пакет, в котором находится пища, можно закрыть необычным способом, и это будет считаться пломбой, даже если узел (на который завязан пакет) некрепок. Данный метод эффективен, поскольку мы исходим из того, что нееврей будет бояться раскрыть пакет, опасаясь того, что впоследствии не сможет завязать его на такой же узел.

Однако если речь идёт о мешке, который с одной стороны имеет швы, а с другой завязан на непривычный узел, уместно опасаться, что нееврей раскроит швы и подменит пищу с этой стороны, при этом не нарушая целостности узла, который находится с другой стороны.

Поэтому, перед тем, как класть пищу в такой мешок, необходимо вывернуть его так, чтобы швы оказались внутри.

5) «Сгира хазака» — закрытие накрепко. Если пища находится в закрытом контейнере, для открытия которого требуются большие усилия, есть полагающие, что это считается пломбой. См. респонсы «Аводат а-Гершуни» (98). В качестве примера можно привести деревянный ящик, забитый большим количеством гвоздей или же пакет, завязанный на очень крепкий узел.

Однако есть полагающие, что на это можно полагаться только «бецируф цад кула» (при наличии облегчающего фактора).

6) «Мишкаль» — вес. Если перед тем, как послать пищу посредством нееврея, ее взвесили и зафиксировали этот вес, а после получения пищи адресатом эту пищу взвесили снова и вес сходится — на это не полагаются в качестве пломбы, поскольку мы опасаемся, что нееврей мог совершить подмену и вложить пищу с таким же весом, который был у той пищи, которую он подменил.

Доставка кошерной пищи неевреем, который работает доставщиком

Написал «При Хадаш», что если еврей оставляет (на время) свою кастрюлю в печи, принадлежащей нееврею, достаточно одной пломбы или даже замка (при том, что ключ находится у еврея), и нет нужды в двух пломбах, поскольку раз заработок нееврея заключается в том, что он предоставляет в пользование принадлежащую ему печь, это отчасти похоже на принцип, который гласит, что «ремесленник не будет портить свою репутацию» (о чём говорится в «Шулхан Арух», раздел «Йоре Деа» 114:5). И поэтому мы не говорим, что нееврей подменит пищу.

И несмотря на то, что ряд великих авторитетов последний поколений спорят с «При Хадаш» (см., например, респонсы «Хахам Цви», конец главы 39, «При Мегадим» раздел «Орах Хаим» 253: «Мишбецот Загав» пункт 18), мы находим, что многие авторитеты используют данное облегчение в ситуации, когда его можно использовать в сочетании с другими облегчающими факторами (см. «Даркей Тшува» пункты 34, 39, респонсы «Киньян Тора» 1:40, «Тшувот Веанагот» 2:372).

Из этого мы можем выучить и в отношении доставки кошерной пищи почтой, водителем такси и т.п.: изначально необходимо сделать пломбы, как того требует закон, но постфактум можно положиться на то, что пища кошерная (даже без пломб), если речь идёт о ситуации, когда присутствуют дополнительные облегчающие факторы.

Приобретение пищи с сертификатм у нееврея

Если мясо находится у нееврея и на нем есть пломба или сертификат, несмотря на то, что неизвестно, кто это написал — оно кошерно, поскольку мы исходим из того, что это сделал еврей. Однако это касается такой местности, где неевреи не умеют писать по-еврейски.

РАМО («Шулхан Арух» 118:9): А есть такие, которые всё это запрещают, поскольку все же неизвестно, кто это написал или кто сделал данную пломбу. А пост фактум не следует запрещать.

Мнение устрожающих основывается на том, что мы полагаемся на пломбу именно при доставке пищи посредством нееврея, даже если адресат не знаком с этой пломбой: поскольку изначально нееврея послали доставить кошерную пищу, пломба влияет на него так, что он будет опасаться подменить пищу. Однако в случае, который разбирается в «Шулхан Арухе» здесь, неизвестно, как пища попала в руки к нееврею, и она не обладает презумпцией разрешенной, следовательно необходимо, чтобы покупатель мог определить подлинность пломбы (сертификата).

А в наше время по всем мнениям даже в ситуации постфактум необходимо устрожить и не полагаться только лишь на надпись, поскольку повсеместно встречаются неевреи и евреи, отказавшиеся от соблюдения заповедей, которые знакомы с еврейским письмом (шрифтом) и могут его подделать.

Поэтому если нееврей продает пищу, употребление которой может повлечь нарушение запрета Торы или мудрецов — не следует разрешать приобретать ее у него, полагаясь на пломбу неизвестного кашрута.

Если же на пище есть пломба (сертификат) известного человека, можно на это положиться, поскольку мы исходим из того, что нееврей боится подделать известный сертификат, так как это может выясниться.

И видится, что на это полагаются, когда приобретают пищу в закрытой упаковке на которой есть сертификат известной организации, занимающейся сертификацией кошерности пищи, несмотря на то, что теоретически и такой сертификат может быть подделан.

Также в пользу разрешения добавим то, что нееврей будет бояться подделать сертификат, чтобы не быть наказанным по законам государства, поскольку в большинстве стран подделка кашрута запрещена местным законом.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter