Какое благословление говорить на рис?

14.02.2013 5117 (0)
Какое благословление говорить на рис?
Какое благословление говорить на рис?

В наше время мы не знаем точно, что является тем самым рисом, о котором говорили наши мудрецы. Есть мнение, согласно которому рис в наше время — это пшено. А по другому мнению считают, что рис нашего времени это и есть тот самый рис былых времен. Другими словами, даже если мы уверены и знаем, что сегодняшней «рис» назван так, поскольку у всего мира принято его так называть, во всяком случае, по словам Ребе, это условие не достаточно для указание, как относится к рису по Галахе в наше время.

По букве закона, когда точно было ясно, что является пшеном, а что рисом, на разваренный и размякший рис (или превратился в кашу) говорят первое благословение «борэ миней мезонот», а после него — «борэ нефашот» (в отличие от разваренного пшена, на которое произносят первое благословение «шеаколь»).

На сваренный рис, который не разварился и остался в цельности, произносят первое благословение «шеаколь», а после него — «борэ нефашот».

Почему же только лишь на разваренный рис произносится благословение «борэ миней мезонот», а в конце «борэ нефашот»?

У наших мудрецов, существует разногласие, в какую категорию включить пшено и рис: либо они бобовые, либо оба относится к категории злаков.

(Как известно, что на разваренное (густое) изделия из злаков принята говорить первое благословение «борэ миней мезонот» а после него «аль а-михья» в отличие от разваренного изделия из бобовых, для которого первое благословение «шэаколь», а последнее «борэ нефашот»).

В реальности, мудрецы считают что рис и пшено являются бобовыми. Но все-таки разваренный рис имеет особое свойство: он насыщает человека. Получается, что с одной стороны есть спор — является ли рис бобовыми или злаками, а с другой стороны, он насыщает человека, как будто съедено изделия из злаков. Поэтому решили мудрецы, что на разваренный рис первое благословение будет «мезонот». Но последние благословение «борэ нефашот», а не «ал а-михья». Поскольку только лишь на изделия из 7 вида растении произноситься благословение «ал а-михья».

Алтер Ребе пишет1, что в наше время богобоязненный человек должен есть рис (и пшено) только во время трапезы (то есть после произнесения благословения «а-моци» на хлеб). Но если же он ест их не во время трапезы, то тогда на них произносится первое благословение «шеаколь», а после них — «борэ нефашот».

Если же человек ошибся и произнес благословение на рис (даже не разваренный) «борэ миней мезонот» или «борэ при а-адама», то ему засчитывается это благословение2 постфактум.

Примечания:
1 «Седер биркот а-неэнин» глава 1, 10-11.
2 Кцот а-шулхан 52:11.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Кухня » Кашрут и законы (другие статьи):