...с Торой. И понятно, что плохой воздух (который намного хуже лишенного духовности воздуха, о котором сказано в «Ликутей Тора» со слов «О том говорят сказатели притч» гл. 3; и см. также в конце эссе «Внемли и слушай, Израиль» 5693 года; и, видимо, там не разделил между «лишенным духовности» и «плохим»; в отношении плохого воздуха см. «Назир» 54б о воздухе земли народов, «Санедрин» 109а о воздухе башни) это неподвижные буквы, дела противоположной святости стороны — и нужно очистить этот воздух с помощью воскурений — для устранения плохого запаха, как сказано в эссе «[И взяли они] молодого козла» 5664 года (см. «Путеводитель заблудших» часть 3, гл. 48 о смысле заповеди воскурения, помощью которой устраняют плохой запах. А в книге «Зоар» II 119а-б сказано, что воскурение нужно для устранения загрязнения. И нужно немного разобраться, что в «Зоар» и в эссе «[И взяли они] молодого козла» речь идет о воскурении перед молитвой, а заповедь воскурения — и об этом идет речь в книге «Путеводитель заблудших» — совершается после принесения жертв и молитвы. И см. «Шаар а-колель» гл. 3, п. 12, но в «Тора Ор» и «Ор а-Тора» как и выше речь идет также о воскурении после постоянного жертвоприношения). То есть, речь идет о практических заповедях вообще, как это объясняется в толкованиях на Хануку со слов «25 Кислева» и об этом замечено в «Ор а-Тора» — что это уровень коммерсантов, предпринимателей — и в частности нужно сказать, что это использование в речи букв Торы, в чем есть два достоинства — Торы и заповедей. Но заповеди сами по себе требуют охраны, как сказано в «Ликутей Тора» в конце отрывка «И эта заповедь», и в отрывке «После Всевышнего, Б-га твоего» с его объяснением. И там в конце отрывка «Чтобы ты боялся Г-спода, Б-га твоего, чтобы соблюдал все законы Его...» объясняется, что этот аспект в Торе соответствует воздуху речи, когда произносит слова Мишны и т.д. Тепло [парильни] вытесняет тепло [пот].
И можно сказать предположительно так, что очищение воздуха является только подготовкой к полному Освобождению (и известно также, что собрание евреев из изгнания, которое происходит только за счет Мишны, имеет число, но будет поколение Мошиаха и грядущего мира, у которых нет числа). И это объясняется подробно в эссе «И вот имена» Мителер Ребе. И также из вышесказанного понятно, почему буквы Торы называются «лошадьми», имеется в виду лошадь Ахашвероша и то, как, они приняли Тору заново в дни Ахашвероша («Шабат» 88б). И также с помощью подготовки лошадей мы удостоимся в ближайшем будущем исполнения пророчества: «Будь подобен газели или молодому оленю», удостоимся в свое время, как это объясняется в дополнениях к «Тора Ор».
С благословением сейчас же — к раскаянию, сейчас же — к Освобождению!
Рав Менахем Шнеерсон
Председатель исполнительного комитета