№64
1С Б-жьей помощью
пятый день недели, когда Свиток Эстер читают 11 Адара II, 5703 года.
Уважаемый друг, раввин, гаон и хасид, богобоязненный человек… Моше-Элияу2, Монреаль, Канада.
Мир и благословение!
Начну с просьбы о прощении за то, что я не ответил Вам письменно, что было вызвано моей большой занятостью по изданию календаря для хасидов ХАБАДа3, который выходит в свет в эти дни. А ведь устный ответ Вам наверняка передал в свое время наш друг раввин, гаон и хасид... р. Ш. Л.4. И, конечно, также и телеграмма была получена вовремя. А сейчас я пишу для того, чтобы искупить — в качестве компенсации и подарка — все это и чтобы было какое-то подобие хасидского застолья в приближающиеся дни праздника Пурим:
Учили наши мудрецы, что Свиток Эстер читают одиннадцатого Адара, двенадцатого, тринадцатого, четырнадцатого или пятнадцатого и т.д., только жители деревень делают это раньше в базарные дни. И об уроке, который можно извлечь из этого в отношении служения человека согласно учению хасидизма, см. вкратце в книге «Магид Мешарим» («Говорящий правду») рабби Йосефа Каро в гл. «Ваякель».
Идея Свитка Эстер это рассказ о чуде, поведение выше законов природы, только чудо праздника Пурим было облечено в законы природы. И это различие описано в толкованиях на Пурим, комментариях на «Зоар» в гл. «Ваикра», эссе «Освободил мою душу в мире» 5698 года. И в отношении служения нужно разделить: служение в соответствии со смыслом и знанием (природа); служение, которое начинается с уровня выше смысла и знания с помощью силы воли, но в таких вещах, когда после этого...
Примечания:
1) Напечатано в «Ликутей Сихот» том 6, стр. 373 и дополнено по копии из секретариата.
2) Герлицкий, чья свадьба была в эти дни. Другие письма к нему — выше, письмо №28.
В письме с приглашением написали ученики «Томхей-Тмимим» в Монреале на исходе субботы главы «Итро»: «Несмотря на то, что наш брат, жених Моше-Элияу Герлицкий уже написал Вам — от имени всех учеников — что мы все с нетерпением ждем Вашего приезда, тем не менее, мы посчитали правильным из-за важности этого еще раз попросить Вас приехать на свадьбу нашего брата. Ведь кроме заслуги для жениха — и для нас — почтить свадьбу Вашим присутствием, мы все еще с нетерпением ждем, чтобы Вы провели у нас хасидское застолье и внесли в нас дух жизни (как известно в хасидизме объяснение идеи жизни и т.д.), чтобы приподняли нас из застоя. Ведь уже три года, как мы находимся в изгнании, вдалеке от места дома нашей жизни. И уже два года у нас нет никакого духовного руководителя, который указал бы нам на то, как можно исполнить волю Ребе ШЛИТА (РАЯЦа). Ведь несмотря на то, что мы получаем письма от Ребе ШЛИТА (РАЯЦа), нужно чтобы был хасид, который сможет их прочесть и понять».
3) Сборник «Сегодня — день».
4) Рав Шмуэль Левитин, который поехал в эти дни встретиться с учениками в Монреале. См. «Святые послания» Ребе РАЯЦа том 7, письма №1961, 1983.