...горело днем (там, в «Таанит»), ведь это как свеча при дневном свете и т.д. И откуда известно, что атрибут благодеяния вступает в силу быстрее, чем атрибут наказания («Шабат» 97а)? И нужно заметить из сказанного в «Брахот» (54а) про жену Лота, которую сравнили с камнями Алгабиш. И понятно, что это было сделано не как доказательство, а как простой намек. И можно заметить из египетских казней, одна часть из которых прекратились сами, а другая часть с помощью молитвы.
5) То, что я написал в своем предыдущем письме об объяснении Бейт-Йосефа, что они разделили масло в кувшине на восемь частей, так с этим нужно разобраться по сказанному в «Звахим» (88а), что в любом случае освящают только полные и тогда лампады не были полные. И я снова заметил, что это моя ошибка, так как масло для светильника было освящено не с помощью лампад в нем, а с помощью меры масла в половину лога, как это было в Храме, как сказано в «Менахот» (88б). И должно быть именно так, ведь и каждый день лампады не были полные, так как они вмещали больше половины лога масла, как это следует оттуда (89а), где сказано, что подсчитывали с помощью уменьшения количества.
И меня удивляет, для какой цели лампады в Храме вмещали в себя больше половины лога? И можно объяснить это на основании сказанного в Иерусалимском Талмуде, как приводится в Тосафот со слов «И подсчитывали» (там), что если находили только толстый фитиль, то добавляли масло.
6) Вы заметили, что зажигание не является служением (Йома 24б), и что по мнению РАМБАМа также изначально зажигание лампад может быть выполнено с помощью чужих не из священнического рода («Законы о приходе в Храм» 9:7). Но тогда зачем светильник обновляют только во время зажигания («Менахот» 49а)?
И на первый взгляд можно объяснить причину этого: вот, идея обновления состоит в начале использования этого сосуда для его целей (см. РАШИ на Тору в гл. «Шмот» 28:41). И идея светильника понятна по простому из нескольких отрывков из Торы, что нужно «возжигать лампаду постоянно», поэтому очевидно, что его обновление состоит в зажигании лампад, только Мишна открыла нам, что это должно происходить именно в межвечерье. И РАМБАМ («Законы ежедневных и дополнительных жертвоприношений» 3:11) добавил к словам Мишны: «Не сам светильник, а только семь его свечей в межвечереье и т.д.» и написал: «Только при зажигании семи его свечей» на основании слов Талмуда (там 50а), что главное это когда очищают лампады утром. И тогда не важно, когда устраивали лампады — и это также является служением, как сказано: «Устроит его Аарон и его сыновья» («Шмот» 27:21, «Ваикра» 24:3), как сказано в «Йома» (24б): «Ставил ли он фитили и т.д., наливал ли он масло» — утром или вечером; только чтобы зажигание проходило в такой форме, когда устраивают лампады утром.
А то, что зажигание не считается служением, это не из-за того, что свечение лампадок не является важной вещью, а из-за того, что деятельность человека при этом не важна, так как при этом нет человеческих усилий, как сказано в Тосафот (со слова «Зажигание» в «Йома» там) по сравнению с поднятием пламени, являющегося частью светильника, которое происходит само по себе. И тогда это не относится к обновлению светильника.