В дополнение к благодарности, я хотел бы добавить благословение и пожелание счастья благодаря Вашей заслуге в участии в таком важном проекте, который принесет пользу многим и позволит осветить их души светом [учения] моего уважаемого тестя и учителя Ребе ШЛИТА. И с помощью этого они пробудятся к Торе, служению Всевышнему и добрым поступкам.
Что касается событий этих дней1 месяца Менахем-Ав, то наши мудрецы объясняют причины разрушения Храма следующим образом: первый Храм был разрушен, потому что они «презирали Тору» — хотя евреи этого поколения занимались изучением Торы, они не считали это важным («Бава меция» 85б). Второй Храм был уничтожен из-за греха беспричинной ненависти («Йома» 9б).
Таким образом, мы обнаруживаем, что первый Храм, обладавший полным аспектом святости, в отличие от второго Храма, которому не хватало Ковчега и т.д. («Йома» 21б), был построен именно королем Шломо2, которому было дано его имя, потому что «мир и спокойствие возобладает во дни его» (Хроники I 22:9). [Он установил мир] даже с теми народами, с которыми вел войну его отец Давид. Это представляет собой прямую противоположность беспричинной ненависти.
Он также обучал людей Торе и старался, чтобы они присоединялись к ней, используя связанные с богобоязненностью идеи, как рассказывают наши мудрецы («Эрувин» 21б). Это представляет собой прямую противоположность «презиранию Торы».
Всегда и везде человек выполняет свою деятельность и приносит пользу многим — в частности, это относится к деятельности, которая в конечном итоге приведет к усилению Торы и еврейства — из-за того, что он обладает любовью к евреям, не думая о своих собственных личным интересах. И тем самым он приближает наше Освобождение и строительство Храма нашим праведным Мошиахом. [Более того], когда Мошиах приходит, он также «откроется исключительно с миром» («Ваикра раба» в конце главы 9).
С благословением сейчас же — к раскаянию, сейчас же — к Освобождению!
Рав Менахем Шнеерсон
Председатель исполнительного комитета3
Примечания:
1) См. также далее, письма 91, 93.
2) Это имя получателя письма. И об этом см. далее в письме 92.
3) «КЕОТ».