Существует дополнительное преимущество, когда дар, который позволяет другим учиться, предоставляется без скрытого мотива.
Это подлинное выражение любви к евреям, когда человек оказывает услугу даже такому еврею, которого он никогда не видел в своей жизни (как сказано от имени Алтер Ребе, см. «Сегодня — день», стр. 28). В таком случае нет возможности задействовать скрытый мотив.
В частности, это понятие связано с коэнами, которые должны благословить народ Израиля именно с любовью. В этом случае благословение передается даже тем, кто находится вне синагоги, даже когда коэн не знает о находящемся там человеке, как сказано в «Шулхан Арухе».
Как известно, пробуждение снизу вызывает пробуждение сверху именно с помощью безвозмездной благотворительности — и сказали наши учителя («Ктубот» 50а), что когда человек обеспечивает других священными текстами для изучения, это считается благотворительностью — которая приближает Освобождение. А об изгнании и Освобождении сказано (Йешаяу 52:3, см. «Санедрин» 97б, который объясняет, что этот стих относится к настоящему изгнанию): «Даром проданы были вы и не за деньги избавлены будете».
Напротив, мы должны призвать беспричинную доброту Всевышнего привести Освобождение, как пишет Алтер Ребе («Святые послания» п. 20), что это атрибут Яакова1 и ему недостаточно обещания, которое было предоставлено.
И тогда наш Б-г, которого наши мудрецы («Санедрин» 39а) образно называют коэном, благословит миром весь народ — а термин «мир» включает в себя королевскую власть Давида (как указано в «Бамидбар раба» глава 11) — вскоре и в наши дни с помощью Мошиаха, потомка Давида.
С благословением сейчас же — к раскаянию, сейчас же — к Освобождению!
Рав Менахем Шнеерсон
Председатель исполнительного комитета
Примечание:
1) Письмо адресовано р. Яакову Кацу. См. также выше там.