...поведение против простого обычая в этих странах, так как был глава раввинского суда в Сороцке. И может быть он считает, что это простой обычай — и наподобие того, как объяснил «Лехем Мишне» (РАМБАМ, «Законы о Хануке» 4:3), что это обычай сефардов — а не потому, что он считает по мнению РАМБАМа в комментарии темы о субботе. И может быть заставили сказать так, ведь в некоторых ашкеназских местах считают по мнению «Тосафот» против РАМБАМа. И каки свидетельствовали об этом комментаторы «Шулхан Аруха» в разделе «Образ жизни» п. 671, но из поверхностного понимания слов РАМА там этого не следует).
И представляется возможным объяснить и т.д., что указ был о субботе и т.д. и без всякого сомнения в еврейском народе было несколько уровней, некоторые из которых ревностно относились только ко Всевышнему... и немногие из них искали славы в этом мире. И в соответствии с горячностью их сердец такой была их победа... И тогда даже при раскрытии чуда в потенциале было разделение на практике, когда группа чистых, способных исполнить заповеди, зажигают несколько свечей (видимо имеется в виду закон о выполнении заповеди самым лучшим образом). И на самом деле заповедь поощряется в большей степени, когда все стоят в одном ряду (нужно немного разобраться в смысле этого), но группа праведников не обращала внимания на то, чтобы сделать много заповедей, так как тяжело... сделать много заповедей... и вместе с этим у них нашлась внутренняя боязнь... кто праведник... делает мало более лучшим образом (видимо это закон для свечи каждому). И в этом есть различие данной заповеди при ее выполнении самым лучшим образом (нужно немного разобраться в смысле этого). Конец цитаты.
И нужно разобраться:
1) Согласно этому, группа чистых, которых было меньше чем праведников, соответствовала выполнению заповедей самым лучшим образом, а праведники соответствовали их исполнению просто лучшим образом, но ведь разве не все наоборот?
2) Очевидно, что также во время Исхода из Египта в еврейском народе было несколько уровней — как следует из того, что возле Тростникового моря они разделились на четыре группы, как сказано в Иерусалимском Талмуде, трактат «Таанит» 2:8, а также во время Дарования Торы и ещё. Тогда чем отличается чудо Хануки?
3) Нужно заметить на более тонком уровне, что это объяснение не соответствуют возражению, ведь вопрос чем отличается заповедь зажигания ханукальных свечей от других заповедей не относится к тому, что в ханукальном светильнике есть три способа исполнения заповеди (одна свеча у главы семьи, по свече для каждого и увеличение количества свечей каждый день), а в остальных заповедях есть только два способа (к примеру: этрог размером с яйцо и этрог большего размера — см. «Бава кама» 9б).
Ведь по некоторым причинам это вообще не вопрос: 1) В этом нет качественной разницы при исполнении заповеди, а есть только количественная. 2) Также и в других заповедях есть более двух способов, как в этроге есть этрог размером с яйцо, больше его на треть и ещё больше (и см. там в «Бава кама»). И мы находим более похожий на ханукальные свечи пример — масло для дневного жертвоприношения («Менахот» 86а): «Первое — это первое и нет выше этого... Ниже этого — второе от первого и т.д.» и там перечисляются пять способов.