Игрот Кодеш. Том 1, стр. 223

И вот, ещё больше похоже на ханукальные свечи — в законе о четырёх видах растений, в которых по мнению РАМБАНа должно быть — самым наилучшим образом — три целые миртовые ветви, а если их нет, то по крайней мере три обломанные, а при отсутствии их засчитано будет и с одной неполной.

(См. комментаторов РАМБАМа в «Законах о лулаве» 7:7, как сказал Шмуэль — «Сукка» 34б — по мнению р. Тарфона и не сказали р. Тарфон и р. Акива вместе, откуда следует, что есть возможность исполнить заповедь самым лучшим способом с помощью трёх обломанных ветвей по сравнению с одной обломанной) — и нужно заметить также из Мишны о достоинстве благотворительности (РАМБАМ в «Законах о дарах для бедных» гл. 10) и ещё.

И вопрос об отличии ханукальных свечей от других заповедей является вопросом о качестве:

Во всех заповедях мы находим только их исполнение обычным и самым лучшим образом — и как в отношении этрога — как было сказано выше — когда размер больше на треть или больше трети считается одним видом самого лучшего исполнения заповеди. И наподобие этого в отношении масла для дневного жертвоприношения, которое должно быть самым избранным, которое только есть у нас, как сказано «Весь тук Всевышнему» (РАМБАМ, в конце «Законов о жертвоприношениях, непригодных для еды»), что все способы включены в него.

Но не так в отношении ханукальных свечей, где мы находим новый способ — лучший из лучших — в дополнение к самому лучшему способу.

И к примеру: если бы наши учителя сказали о ханукальных свечах так: «Для исполнения заповеди самым лучшим способом берут по свече на каждого, выше этого — по мнению школы Шамая каждый последующий день постепенно уменьшая и т.д.», то не было бы возражения — хотя все, что написано в книге «Благословение Авраама», останется на своем месте, почему есть зажигающие только одну свечу, а есть добавляющие.

* * *

И то, что по моему скромному мнению в ответе на вопрос, почему именно в ханукальном чуде мы находим пример исполнения заповедей лучшим из лучших способом, сначала следует объяснить — вкратце, так как здесь нет места для пространных рассуждений — идею исполнения заповеди самым лучшим образом и идею чудес вообще. И тогда автоматически станет понятно, почему именно во время ханукального чуда сказали наши учителя, что есть не только исполнение заповеди самым лучшим способом, но и ещё лучшим из лучших.

И вот, сказали наши учителя («Брахот» в начале гл. 2), что глава «Слушай, Израиль» предшествует главе «И вот, когда будете» для того, чтобы сначала принять на себя власть Небес, а после этого принять власть исполнения заповедей. И награда за это такой, как сказано «Если по Моим правопорядкам ходить будете и т.д. и дам Я вам дожди в срок и т.д.» — полностью естественное поведение — на благо.

И вот — как это ясно видно — если человек будет делать это со стороны полного подчинения и только из-за страха перед господином, то он сделает только самое необходимое, так как для него предпочтительнее распущенность.

В дополнение к этому, тот, кто очистил себя и согнул злое начало — как пишет РАМБАМ (там)...

« предыдущая стр.следующая стр. »

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

© Шолем Лугов | Просмотров: 710 | Комментарии (0)
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter