…что не так относительно пожинания плодов в Мишне «Пеа», когда речь идет об оказании добрых дел — найдете жизнь, благотворительность и уважение и наподобие этому в остальных заповедях, то есть результат настолько велик, что это не сравнимо с расходами.
И если сказано, что это за пожинание плодов и пример Всевышнего, то нужно не принять смысл «Тосафот» со слов «пример» (трактат «Бава Кама» 9б), что речь не идет о том, что Всевышний ест… то есть относится в буквальном смысле к Мишне трактат «Пеа».
Только это имеется в виду, что восполнение того, что было потрачено — это только плоды, но заслуга сохраняется для будущего мира или это отрицает второе объяснение приведенное рабейну Хананелем как пример Всевышнего, то есть если он богатый и не имеется в виду в награде за заповедь. И в «Тосафот» используется слова Мишны наподобие того, как видим, что Мишна использует слова Торы (трактат «Пеа» 2:2), как приведено в книге правил Талмуда.
И нужно заметить, что посредством этого объяснения в словах «Тосафот» будут объяснены две проблемы:
1. В трактате «Кидушин» (40а) сказано, что плоды это заповеди, что они благи для творений, а в более тщательном выполнении заповедей как этрог и т.п., только благо для Небес.
2. «Вот добрые дела, плоды которых человек пожинает» именно он, а в других вещах нет, как сказано в трактате «Шабат» (127а) и «Кидушин» там. И не тратят для более тщательного выполнения заповедей больше трети.
№127
1С Б-жьей помощью
вторник 29 Тевета 5704 года
Молодые люди…
Мир и благословение!
В ответ на Ваше письмо от 18 Тевета:
1. Относительно «Талмуд Тора» стоит поторопить учителя посетить «Центр по вопросам воспитания», так как она еще не была там. Также прошу сообщить нам адрес «Талмуд Тора» и учителя.
Примечание:
1) Напечатано в «Ликутей Сихот» том 9, стр. 280. Сборник «Ягдиль Тора» — ответы и объяснения стр. 29 и дополнено по копии из секретариата.