Буду рад получить сообщение в письме с добрыми вестями, в частности о результатах конвенции1.
И закончу пожеланиями всех благ, жду Вашего подтверждения.
М.Ш.
№14
2С Б-жьей помощью
1 Мар-Хешвана, 5699 года, Париж.
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Й. Биньяминсон
Мир и благословение!
Подтверждаю получение Вашего письма и, как видно из него, уже прибыло вовремя мое письмо по поводу первичного сокрытии света Всевышнего («цимцум»)3.
И что касается того, что пишете о сказанном в конце первой главы книги «Тания», что души народов мира происходят от других нечистых оболочек, в которых совсем нет добра, «то если так, как можно сказать о них, что все, что они делают, совершается лишь из тщеславия и т.д. и вообще, как относятся к ним все заповеданные им семь заповедей и как можно наказать их за это в то время, когда у них нет никакого выбора добра».
Вот, Вы не объяснили достаточно для меня, и я не знаю точно, в чем был Ваш вопрос здесь.
Ведь в книге «Тания» сказано, что животная душа евреев происходит из нейтральной оболочки, в которой есть добро. И из нее происходят хорошие качества, врожденные у каждого еврея, как милосердие и т.д. И это врожденная вещь у еврея, как по своей природе огонь стремится оторваться от фитиля и т.д. А в отношении народов мира, происходящих из нечистых оболочек в которых нет добра, невозможно сказать, что в них есть добро, ведь только доброе начало по своей природе способно оказывать добро. И заканчивает, что когда мы видим, как они делают добро, то в их намерения не входит делать…
Примечания:
1) Собрание Объединения хасидов ХАБАДа в США в дни 8-9 Тамуза 5699 года.
2) Напечатано в журнале ХАБАДа, выпуск №31, стр. 43. И с незначительными изменениями также в книге «Сборник объяснений по книге Тания» (Корф) том 1, стр. 381. «Тания» со списком литературы «Сборник объяснений и т.д.» глава 1, стр. 48. По содержанию см. также далее, письмо №87.
3) Как выше, письмо 11.