25 Менахем-Ава 5781 года, третий день недели, гл. Реэ

Игрот Кодеш. Том 1, стр. 4

…написано в указателях по Мишне трактата «Макот» «И не несет наказания, если не срезал их лезвием бритвы», но внутри нет никакого упоминания об этой мишне. И, видимо, это во второй рукописи по Мишне. И я искал здесь напечатанную1 книгу по Мишне, но не смог достать ее. И, возможно, находится там в открытиях по Торе, в отношении ко всему вышесказанному.

Из доводов Цемах-Цедека в сборнике вопросов и ответов следует, что он считает также и в отношении ножниц (и даже если они непохожи на бритву) есть запрет Торы. И это не только запрет «да не наденет мужчина», а еще и из-за краев бороды. Только из-за «да не наденет мужчина» он также получает наказание.

И я нашел в толковании2 «Нанятая бритва»3, п. 6, где пишет о назорее: «И это строже, чем бритье бороды, но в любом случае, это не запрещено Торой, а только лезвием, что не так в отношении назорея и т.д.» И он хочет сравнить два этих места, что по мнению в толковании «Нанятая бритва» речь идет о запрете, за нарушение которого следует наказание палками по Торе, что назорей получает наказание даже если его стригут подобием лезвия, что не так в отношении бороды. Но этого не следует из его слов, ведь он написал, что это не запрещено из Торы и т.д. И, возможно, есть в этом первая и последняя вариация, так какую из них учил Ребе (Цемах-Цедек) в старости?

И, в любом случае, также в отношении сказанного в этим хасидском толковании, что запрещено уничтожать края бороды по Торе, речь идет только о бритве, так как это по крайней мере запрещено мудрецами. На это возразим, что у людей не принято избавляться от бороды таким способом. И еще относится к человеку, избавляющемуся от волос бороды ножницами (и это не подобно бритью лезвием) запрет из Торы: «Да не будет на мужчине и т.д.», ведь там не идет речь об этом, а только о запрете брить волосы и святости волос.

В календаре указателей к книге «Путь твоей заповеди», напечатанном во второй части, записано, что толкование «Нанятая бритва» было написано в 5616 году, но я не знаю, когда были написаны сборники вопросов и ответов, в особенности этот сборник. И, без сомнения, они есть еще в других местах, где речь идет о запрете бритья бороды без помощи лезвия, и это невозможно без нововведения в законе. И мне очень хотелось бы знать обо всем этом, со всеми деталями.

Прошу прощения за опоздание моего письма, так как приобретение книг здесь требует время. И есть книги, которые я собирался приобрести, но в конце концов я не смог их найти на данный момент4. И поэтому мое письмо так задержалось.

Я хочу еще раз попросить у Вас прощения, Ребе. Остаюсь Вашим зятем, ищущим мир все эти дни, и получившим благословение от Ребе.

Менахем

Примечания:
1 В части Цемах-Цедека о Талмуде 160а, как находится в рукописи №227, 300а.
2 Содержание также далее, в конце замечаний к сборнику вопросов и ответов Цемах-Цедека.
3 «Путь твоей заповеди» II 290б. «Свет Торы» к НАХ II, стр. 767.
4 См. также следующее письмо.

« предыдущая стр.следующая стр. »

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

© Шолем Лугов | Просмотров: 2168 | Комментарии (0)
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter