СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-23 20:35

Том 10, стр. 303

2. Вышеупомянутые кадиши, следующие после псалма дня недели, после молитвы «Надейся» и, в частности, после молитвы «Наш долг», не являются ничем иным, как обычаем (см. «Шулхан Арух» Алтер Ребе, раздел «Орах Хаим» 55 и в примечаниях).

3. В добавление к этому, есть также резон не обременять общину, а в будние дни не отвлекать людей от работы (см. трактат «Брахот» 31а о рабби Акиве, который молился в общине и т.д., «Мегила» 22б).

Даже помимо всего вышесказанного, требуется выяснить, есть ли смысл в произнесении кадиша, когда речь не идет о трауре или о завершении изучения талмудического трактата и т.п.

В объяснение всего сказанного выше:

1. Уже вынесено постановление в «Шулхан Арух», раздел «Орах хаим» 132:2 в примечании, что даже когда в синагоге нет (находящегося в трауре) сироты, все равно нужно произносить кадиши ради всех усопших евреев, только это должен сделать тот, у кого нет отца или матери, либо тот, чьи родители не возражают против этого. И аналогично этому также постановление РАМА, раздел «Йорэ деа» 376:4.

2. В тех случаях, когда в открытой части Торы нет явных указаний, мы полагаемся на каббалу (см. «Врата раскаяния», раздел «Орах хаим» 25:14). И согласно объяснениям книги «При Эц а-Хаим» в разделе «Кадиш» и в ряде других источников, разделе «Каванот», молитвеннике АРИЗАЛа и др. — произнесение кадишей соотносится с переходом из одного мира в другой, а потому их следует произносить между «молитвой Давида» и «Надейся» и молитвами «Надейся» и «Наш долг», см. там. И см. также «Ликутей Тора» гл. «Масэй» (92б), беседу 12 Тамуза 5707 г. (п. 14-18) моего тестя и учителя. И хотя эта мотивировка не имеет отношения к кадишам, следующим после молитвы «Наш долг», как это объяснено в том же месте в книге ««При Эц а-Хаим», там же приводится иной довод в пользу произнесения их даже в случае отсутствия в синагоге кого-либо, обязанного читать кадиш, аналогичный постановлению РАМА — ради всех усопших евреев.

3. В особенности также, прочтение кадиша важно само по себе, как становится понятным из объяснений трактовки слова «цадик» — праведник (в книге «Решит хохма», раздел «Кдуша», гл. 17, начиная со слов «В частности...», и в предисловии к книге «Эц хаим», начиная со слов «Твори добро»): буква «цади» (числовое значение которой 90) намекает на то, что в течение дня человек должен 90 раз ответить «Истинно» на благословения; буква «далет» (числовое значение 4) — что четыре раза человек должен произнести молитву «Кдуша»; буква «йуд» (10) — десять раз человек должен ответить на чтение кадиша; буква «коф» (100) намекает на то, что в течение дня человек должен произнести сто благословений. (На эти объяснения ссылаются мудрецы последних поколений и Алтер Ребе в своем «Шулхан Арухе», раздел «Орах хаим», начало п. 55. Причем, следует заметить, что в начале Алтер Ребе говорит о том, что порядок молитвы предполагает не меньше, чем семь кадишей, а заключает, приводя вышеуказанные объяснения, тем, что желательно каждому постараться ответить «Истинно» по меньшей мере на десять кадишей. И было бы натяжкой сказать, что Алтер Ребе призывает людей слушать чтение кадишей в нескольких миньянах, но очевидно, что здесь имеются в виду также и те вышеупомянутые кадиши, чтение которых является обычаем, или которые читают после изучения Агады.

4. Это не считается кадишем «без необходимости», поскольку обычай евреев — это также закон Торы, и, к тому же, эти кадиши читаются с определенной целью.

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 1859 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter