№3494
С Б-жьей помощью
20 Ияра 5715 года
Бруклин
Мир и благословение!
В ответ на письмо от второго Песаха, в котором Вы пишете о поступлении в йешиву «Торат Эмет»1.
Дай Б-г, чтобы это было в добрый и успешный час. Продолжайте изучать там открытую часть Торы и хасидизм с неподдельным рвением и энтузиазмом, а также оказывать положительное влияние на своих друзей, чтобы они делали то же самое.
Несомненно, нет необходимости подробно объяснять, что в этом вопросе можно получить помощь от Всевышнего, направляя тех, кто их окружает, приближая их к Торе и заповедям в целом, а в частности к хасидизму, его путям и обычаям. Действительно, Творец действует по принципу «мера за меру»2, но в значительно большей степени.
Я получил в свое время два Ваших предыдущих письма. Вы пишете, что в синагоге, где Вы читаете Тору, чтец обычно надевает талит, что противоречит нашему обычаю3. Ожидается, что Вы будете вести себя подобным образом, поэтому Вы спрашиваете меня, как поступить в этом случае.
Вам действительно надо будет сделать это, потому что, с одной стороны, поведение индивидуума должно соответствовать тому, что принято в общине, а с другой стороны, ношение большого талита также является признаком уважения к присутствующим (см. «Маген Авраам» 18:2). И так как все присутствующие или большинство из них пожелали это, Вы не должны проявлять к ним неуважение, отказываясь надевать талит.
С благословением на успех во всем, что только что было сказано.
№3495
С Б-жьей помощью
20 Ияра 5715 года
Бруклин
Мир и благословение!
В ответ на письмо от 5 Ияра, в котором Вы сообщаете мне, что Вам выделен участок земли и что Вы строите на нем. Вы спрашиваете меня, стоит ли строить свой дом, хотя это приведет к долгам, или же следует искать работу.
Я уже написал нескольким хасидам и попросил их передать, что, по моему мнению, канал и источник, где они могут зарабатывать на жизнь, находятся в Кфар Хабаде4. Поэтому всякий, кто удостоился принять участие в этой деятельности...
Примечания:
1) В Иерусалиме.
2) В отношении того, как человек поступает по отношению к Нему.
3) Если чтец Торы не женат, то во время чтения он не надевает большой талит.
4) См. по этому поводу письма 2262, 3301, 3338, 3496 и 3497.