Так тем более нужно извлекать этот урок из Торы и заповедей. И это справедливо в данном случае, ведь еврейский обычай является Торой, а также приводится у первых законодателей, что перед праздником Песах собирают с людей деньги для нуждающихся на праздничные расходы — то есть для бедных. И это также преддверие перед пасхальным Седером, о чем сказано в самом начале текста пасхальной Агады: «Каждый, кто стучит, пусть заходит и ест». Вот указание, которое особо подчеркивается при этом: все евреи ответственны друг за друга в материальных и духовных делах. И невозможно человеку быть свободным и вести себя соответственно в дни праздника Песах, как это требует Тора, которая называет это время «время нашей свободы», особенно во время проведения Седера, а только когда он делает все возможное, чтобы также и его друг-еврей был бы свободным человеком, свободным от волнений. И наоборот, нужно предварять это по отношению к другому перед тем, как заниматься своей свободой. И поэтому преддверие праздника освобождения — это идея сбора денег для нуждающихся, а на личном плане — это сообщение перед проведением Седера: «Каждый, кто стучит, пусть заходит и ест».
И отсюда можно выучить также по отношению к душе и телу: душа может быть свободной, служить Всевышнему, а не фараону, только если она освобождает также и тело, которое также служит Всевышнему, а не фараону. И это указание Баал-Шем-Това в его известном учении1 — «когда увидишь осла» — когда посмотришь внимательно на свою материю, свое тело, то увидишь — «своего ненавистника» — что оно ненавидит душу, которая тоскует по божественности и духовности, и еще увидишь, «что оно склоняется под ношей» — которую Всевышний дал телу, чтобы оно очистилось с помощью Торы и заповедей, а тело ленится выполнять это и возможно ему придет в сердце мысль — «и не захочется помогать ему» — что он может выполнить свое посланничество с помощью самоистязаний разбивая материю, так это не является путем для привлечения света Торы, а — «помоги ему вместе с ним» — очистить тело, а не «ломать» его самоистязаниями.
С благословением кошерного и веселого праздника Песах,
М. Шнеерсон
Примечание:
1) См. также выше, том 8 письмо 2475 и в примечаниях к нему. Далее, письма 3399, 3467, 3514.