И тем более нужно извлекать этот урок из Торы и заповедей. И в данном случае, ведь еврейский обычай является Торой и приводится также у первых законодателей, что перед праздником Песах собирают с людей деньги для нуждающихся на праздничные расходы — то есть для бедных. И это также преддверие перед пасхальным Седером и как сказано в тексте пасхальной Агады, которая начинается словами: «Каждый, кто стучит, пусть заходит и ест». И указание, которое особо подчеркивается при этом, — что все евреи ответственны друг за друга в материальных и духовных делах. И невозможно человеку быть свободным и вести себя соответственно в дни праздника Песах, как это требует Тора, которая называет это время «время нашей свободы», особенно во время проведения Седера, а только когда он делает все возможное, чтобы также и его друг-еврей был бы свободным человеком, свободным от волнений. И наоборот, нужно предварять это по отношению к другому перед тем, как заниматься своей свободой. И поэтому преддверие праздника освобождения — это идея сбора денег для нуждающихся и личное предварение перед проведением Седера — сообщение «каждый, кто стучит, пусть заходит и ест».
И отсюда можно выучить также по отношению к душе и телу, что души может быть свободной, служить Всевышнему, а не фараону, только если она освобождает также и тело и тело также служит Всевышнему, а не фараону. И это указание Баал-Шем-Това в его известном учении1 — когда увидишь осла — когда посмотришь внимательно на свою материю, свое тело, то увидишь — своего ненавистника — что оно ненавидит душу, которая тоскует по божественности и духовности, и еще увидишь, что оно — склоняется под ношей — которую Всевышний дал телу, чтобы оно очистилось с помощью Торы и заповедей, а тело ленится выполнять это и возможно ему придет в сердце мысль — и не захочется помогать ему — что он может выполнить свое посланничество с помощью самоистязаний разбивая материю, так это не является путем для привлечения света Торы, а — помоги ему вместе с ним — очистить тело, а не «ломать» его самоистязаниями.
С благословением кошерного и веселого праздника Песах,
М. Шнеерсон
Примечание:
1 См. также выше, том 8 письмо №2475 и в примечаниях к нему. Далее, письма №3399, 3467, 3514.