Потому что мы очень хорошо знаем, почему во времена Баал-Шем-Това выступали против его учения. Все это известно и напечатано1. Эти книги доступны и сегодня. Мы знаем аргументы, которые были выдвинуты. Были опасения, что это приведет к менее строгому поведению в исполнении заповедей или даже за ее пределами... И я не хочу более глубоко анализировать эти аргументы, которые уже в то время не были обоснованы.
С тех пор прошло двести лет. Мы видим и слышим на каждом шагу, что те, кто следовал за его учениками и ученики его учеников, исполняют заповеди наилучшим образом, уважают даже малейшие детали наших мудрецов и стремятся приблизить других евреев к служению Всевышнему в радости, чего нет2…
С благословением, чтобы по получении этого письма Вы лучше изучили все, что только что было сказано. Не обращаете внимания на сомнения, которые кто-то хочет принести Вам снаружи. Наши книги объясняют, что слово «сафек» («сомнение»), имеет то же числовое значение, что и Амалек. Однако Амалек борется со всеми евреями, которых он встречает на своем пути, даже когда они уже покинули Египет. И сказано, что «война ведется против Амалека в каждом поколении», включая поколение Мошиаха, как утверждает перевод Йонатана.
От имени Ребе ШЛИТА,
секретарь
№3723
С Б-жьей помощью
19 Менахем-Ава, 5715 года
Бруклин
Мир и благословение!
Я отвечаю на письмо от 8 Менахем-Ава, в котором Вы пишете мне о рекомендации врача для Вашего здоровья. И уже известно указание из Торы, что врачу дано разрешение лечить. Поэтому необходимо соблюдать предписания врача.
Что касается того, что Вы снова пишете о печали, то нужно было посоветоваться с людьми из «Молодёжной ассоциации ХАБАДа». Кроме того, Вы, вероятно, изучаете хасидизм каждый день, а там ясно объясняется, как мы можем применить на практике учение нашей святой Торы о том, чтобы «служить Всевышнему с радостью» (см. также слова РАМБАМа в конце «Законов о лулаве»).
Эти молодые люди придут к Вам на помощь, чтобы Вы сами наконец оказались в луче света и радости. Очевидно, что чем раньше это произойдет, тем лучше, особенно с учетом того, что месяц, в котором мы составляем отчёт только что прошедшего года, это месяц милосердия, Элул, во время которого можно исправлять все одиннадцать предыдущих месяцев.
Вы спрашиваете меня, в чем разница между индивидуальным3 и коллективным4 провидением. Это уточняется в различных текстах, в...
Примечания:
1) Ребе отмечает внизу страницы: «См. трактат «Авода Зара» 35а.
2) У тех, кто не следует учению хасидизма.
3) Относительно одного человека.
4) Применительно к группе, в которой исчезает индивидуальное провидение.