Вы знаете, что РАМБАМ говорит о воспитании детей1. (И понятно, что это в еще большей степени относится к детям по уровню знаний. Вы ознакомитесь с подробным объяснением, которое он дает по этому поводу в своем комментарии к Мишне, трактат «Санедрин», в начале главы 10. См. также «Мишне Тора» в конце «Законов о раскаянии»).
Можно сделать еще одно небольшое замечание, которое, однако, очень важно для нашего поколения, когда многие люди принимают тьму за свет, а свет за тьму... В своей книге Вы смешиваете людей, принадлежащих к самым разным и даже противоположным категориям. Однако, используя притчу из книги «Зоар»2, можно сказать, что Моше был похоронен в Торе, а мы знаем, что рядом хоронят только друзей. Однако в своей книге Вы не всегда следуете этому правилу3.
Вы могли бы разделить эти статьи на несколько частей, если бы по какой-то причине хотели охватить все эти темы одновременно. В любом случае автор статьи не должен противопоставляться автору следующей за ней статьи. Как я уже сказал, все это особенно важно, потому что не следует вводить в заблуждение неискушенного читателя, который будет думать, что все те, кто вместе представлены в книге, обладают одинаковым величием в Торе и в трепете перед Всевышним. Этого намека будет достаточно, чтобы мудрый человек понял, что я имею в виду.
В списке, относящемся ко второму тому, я заметил имя Ребе РАШАБа. Краткая биография о нем, которая была издана несколько лет назад и основана на записях моего тестя и учителя, заслуги которого будут защищать нас, была отправлена Вам отдельной посылкой.
С уважением и благословением, чтобы Вы преуспели в укреплении духа истинного иудаизма и традиций еврейского народа, пронизанных хасидским светом и теплотой, среди тех, на кого распространяется Ваше влияние.
М. Шнеерсон
P.S.
Из-за уважения, которое необходимо проявлять к священным писаниям, мне кажется совсем неуместным писать отрывки из Торы шрифтом, который используется для написания Свитков Торы, даже в книгах по еврейскому закону или Агаде, а тем более в биографических книгах. Поэтому я очень удивлен, увидев это в конце Вашей книги.
Страница из «Свитка Эстер» также была напечатана таким образом, но это ни в коем случае нельзя сравнивать, поскольку в ней нет имени Б-га. Кроме того, это был способ сообщить всем, как писать Свиток Эстер, чего в данном случае нет.
Примечания:
1) Детей следует поощрять изучать Тору, обещая им сладости.
2) Ребе Король Мошиах отмечает внизу страницы: Том 1, страница 27б. См. также комментарий к книге «Зоар».
3) В книге одно за другим представлены расходящиеся мнения.