Это утверждение противоречит еврейскому закону и даже представляет собой ложную интерпретацию Мишны (см. трактат «Хагига» 18б, «Хулин» 31а и в «Шулхан Арухе», раздел «Йоре Деа», в конце главы 198). Конечно, очень важно концентрироваться на том, что человек делает, когда погружается в микву, как уточняет Алтер Ребе в молитвеннике с комментариями хасидизма по поводу намерений в микве: «Недостаточно просто окунуться. Также необходимо проникнуть в глубинную цель этого поступка — духовное самоумаление».
3) Относительно факта окунания в микву перед молитвой, см. в молитвеннике там. Можно также предложить объяснение, основанное на открытой части Торы, на словах РАШБА, которые цитирует «Маген Авраам» в начале главы 4. В этом комментарии просыпающийся утром человек сравнивается с первосвященником, готовящимся к служению Всевышнему (в Храме), которое началось с ритуального погружения. Это также то, что сказано в Мишне («Йома» 30а).
И хотя это не установили в качестве обязанности, как не установили более важную вещь — окунание по указанию Эзры [после поллюций] — так как у общины нет сил для исполнения этого. Как пишет об этом РАМБАМ в гл. 4 «Законов о молитве» и см. также «Ликутей Тора» Алтер Ребе гл. «Таво» 43а в конце.
4) Вы также упоминаете хасидское застолье и указываете, что то, что там потребляется, не имеет значения.
Это очевидно. Цель такой встречи — пробудить к Торе и заповедям одновременно с энтузиазмом, радостью и горечью. Однако наши мудрецы отмечают, что «совместная трапеза важна, потому что объединяет людей». Мы можем конкретно проверить, что это действительно так, даже если, естественно, рекомендуется сохранять осторожность [при употреблении спиртного].
Мы также можем сделать вывод из отрицательного факта, что это действительно так. В самом деле, наши мудрецы запретили (в трактате «Шабат» 17б) пить вино неевреев, потому что всякий, кто это делает, может в будущем стать приверженным их вере. Насколько же это так в позитивной сфере. Воистину, все служат одному Б-гу, любя Его, боясь Его, зная Его. Для этого мы должны изучить именно внутреннее учение Торы, как намекает на это РАМБАМ в «Законах основ Торы» в начале второй главы: «Как достичь любви и страха ко Всевышнему?» Мы находим такое же утверждение в книге «Обязанность сердец, врата «Объединения» и у Алтер Ребе в «Заключительном трактате» из книги «Тания» на стр. 156б, где говорится: «Знание о том, что существует цепь миров, также является важной и возвышенной заповедью. Более того, она превосходит все другие, как сказано: „И ты узнаешь сегодня... Знай Б-га своего отца“. Это позволяет тебе иметь искреннее сердце, что является основополагающим».
Да будет угодно, чтобы Вы задумались обо всем этом правильным образом и, прежде всего, чтобы эти слова имели практический эффект, чтобы они привели вас к изучению хасидизма, следованию его путям и обычаям.
С благословением, чтобы сообщили обо всем этом хорошие новости и были запечатаны и запечатаны для счастливого нового года.
От имени Ребе ШЛИТА,
секретарь
Некоторые из Ваших друзей, учеников той же йешивы (не принадлежащие к любавичскому движению), что и Вы, наверняка задают одни и те же вопросы. Если Вы правильным образом передадите им содержание этих ответов, они больше не будут сталкиваться с подобными проблемами.