2) Следует ли произносить кадиш за бабушку, когда истекут одиннадцать месяцев после смерти отца? Нет ли в этом опасности прослыть нечестивцем перед теми, кто слушает1?
В книге «Мишна рабби Акивы», цитируемая «Элеф а-Маген» в «Мате Аарон» и дополнениями МААРША в «Йоре Деа», устанавливается, что такой риск необоснован. «Канаф Ренана», цитируемый «Кольбо» на стр. 369, придерживается того же мнения. Об этом же говорит и «Кицур Шулхан Арух» в приведенной выше ссылке. И завершим позитивом.
Приветствуя всех членов «Молодёжной организации ХАБАДа».
№4009
С Б-жьей помощью
4 Тевета, 5716 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Моше Лахьяни из Марселя
Мир и благословение!
Я отвечаю на письмо от 26 Кислева, в котором Вы сообщаете мне, что следите за кашрутом на корабле. Конечно, нет необходимости напоминать, что так же, как нужно следить за кашрутом пищи, поступающей в желудки и внутренности путешественников, нужно также быть бдительными в отношении того, что питает их голову, мозг и сердце.
Если Вы искренне подумаете над всем этим, то обязательно найдете способ действовать. Было бы хорошо, если бы у Вас всегда были при себе священные книги вообще и хасидские в частности. Вы передадите путешественникам заслугу этого учения или, по крайней мере, чтения. И ничто не может устоять перед волей человека.
Вы спрашиваете меня, какое имя дать ребенку, который у Вас будет в добрый и успешный час. В писаниях АРИЗАЛа установлено, что имя должны выбирать родители2, то есть, в частности, отец и мать. Именно им Б-г подсказывает правильную идею...
С благословением,
от имени Ребе ШЛИТА
Примечания:
1) Сказано, что грешник проводит двенадцать месяцев в Аду. Таким образом, продолжение чтения кадиш после одиннадцатого месяца подразумевает, что человек, для которого он читается, действительно нечестивец.
2) Ибо они получают для этого вдохновение от Б-га.