Вы спрашиваете меня об увеличении числа вызванных к Торе, чтобы собрать средства на йешиву1. В соответствии с наставлением2 моего тестя и учителя, основанным на ответе Цемах-Цедека, в таком случае нельзя вызывать более семи человек и того, кто читает отрывок из книги пророков. С другой стороны, можно провести несколько чтений в разных местах.
Ваш второй вопрос касался нравственного положения молящихся в синагоге и ее руководителей... Совершенно очевидно, что все зависит от людей в частности и от состояния синагоги в целом. В этом вопросе трудно издавать правила, применяя каноны одной эпохи к другой, особенно когда находишься на расстоянии.
Говорят, что «спасение — в силе советника», и в данном случае это указание. Вероятно, нет необходимости напоминать Вам о том, что объясняется в книге «Тания» в главе 32, и, более подробно, у Цемах-Цедека в книге «Путь твоей заповеди» в заповеди любви к ближнему. Там Вы найдете ответ на свой вопрос.
Вы говорите мне, что переехали в новый дом. Да будет угодно, чтобы, сменив место жительства, Вы изменили свое счастье на благо и благословение в материальном и духовном смысле.
С благословением на успех.
№4130
[21 Швата 5716 года]
Я отвечаю на Ваше письмо и содержащуюся в нем просьбу о благословении.
Вы описываете мне свою ситуацию и говорите, что, по Вашему мнению, Вы не преуспеваете в учебе и у Вас нет подходящего товарища... Мое мнение очень ясное, я его уже сообщил и удивляюсь, что Вы не видите истину. Подобные доводы — происки злого начала, желающего сбить Вас с правильного пути, как в материальном, так и в духовном плане.
Вы упоминаете о состоянии здоровья своего близкого родственника. Теперь, если было исполнено то, что было написано в моем предыдущем письме, то совершенно очевидно, что его состояние здоровья должно было улучшиться.
Пусть Б-г удостоит Вас пробудить дух святости с благостью и милосердием во всем, что только что было сказано.
Примечания:
1) Благодаря пожертвованиям, сделанным по этому поводу.
2) См. по этому поводу письмо 885.