№4162
1С Б-жьей помощью
16 Адара, 5716 года
Бруклин, Нью-Йорк
Мир и благословение!
Отвечаю на вопрос, касающийся моего мнения по проблеме, стоявшей на повестке дня в последние месяцы, относительно организации дня раввинов в США. Вопрос в том:
Дозволено ли тем, кто соблюдает Тору и заповеди, принадлежать к организациям, в состав которых входят «раввины» из реформистов или консерваторов, будь то индивидуальное участие, как в раввинском комитете Нью-Йорка, или участие в качестве учреждения, как на совете синагог? Причины того, кто разрешает, и тех, кто запрещает, хорошо известны. Они неоднократно распространялись их авторами и освещались в прессе.
Мой ответ таков. В последние недели вопрос встал гораздо острее и поэтому получил новую постановку. Широкая общественность, особенно молодые раввины и вообще еврейская молодежь Соединенных Штатов, уделяют этому вопросу особое внимание. Все считают, что ответ, который будет ему дан, и законодательное решение, которое будет вынесено, относятся не только к участию в той или иной организации, но и об отношении к реформистскому и консервативному движениям в целом.
Таким образом, поставленный вопрос, по сути, состоит в следующем.
Являются ли эти «раввины», представители этих течений, просто раввинами, которые систематически занимают наиболее примирительную позицию, в отличие от ортодоксальных раввинов, занимающих, в свою очередь, более строгую позицию?
Или мы должны применить здесь решение РАМБАМа («Законы о раскаянии» 3:8), согласно которому всякий, кто утверждает, что Тора не исходит от Б-га, даже тот, кто говорит, что один стих или хотя бы одно слово Моше написал от себя — отрицает Тору. То же самое относится и к любому, кто отрицает комментарий к Устной Торе или даже лингвистическое уточнение в ней...
Следовательно, кто может оказать влияние на ход деятельности и тем более на занимаемую позицию, на окончательное решение и на способ его формулировки, тот должен быть знаком с обстановкой и знать все, что из нее может вытекать.
Примечание:
1) Напечатано в «Ликутей Сихот» том 11, стр. 260. См. письмо 4204.