Потом по какой-то причине, к сожалению, все погибли, и был риск того, что народ Израиля забудет Тору. Тогда рабби Акива набрал пять учеников, которые восстановили весь устный закон и распространили его в Израиле в свое время. Затем это учение передавалось из поколения в поколение и дошло до нас, наших детей и внуков, навеки.
Совершенно очевидно, что наша Тора — это не просто сборник историй. Ее название имеет ту же этимологию, что и слово «инструкция». Фактически, каждый элемент, из которого она состоит, преподает учение, направляет всех и каждого.
Этот рассказ, в частности, является живым примером того, как человек должен максимально использовать свои способности. Какое бы событие ни ставило под сомнение его действия, он не имеет права падать духом и разочаровываться, даже если все это достигнет ранее описанных масштабов, не дай Б-г. В этом случае, судя по тому, что воспринимают наши глаза, усилия многих лет пошли прахом. Несмотря на это, мы должны продолжать нашу священную миссию с энтузиазмом и радостью. В конце концов, несомненно, что мы обретем успех.
Как уже было сказано, возможно, что в большом количестве случаев человек не достигнет успеха или не увидит плодов своих усилий. Однако по крайней мере в нескольких случаях мы добьемся значительного успеха, который восполнит пробел и принесет удовлетворение всем, что было достигнуто. Сообщая об этой истории, наши мудрецы цитируют1 следующий стих2: «Сажайте свои семена утром и вечером не давайте отдыха руке своей, потому что вы не знаете, что из них прорастет».
Конечно, нужно испытывать горечь по отношению к каждому из тех, кто сбился с правильного пути, пути Торы и заповедей, даже если они делают это только на несколько дней и только в незначительных областях, потому что каждый момент драгоценен и каждое действие имеет фундаментальное значение. Учитель и педагог, в частности, должны чувствовать такую горечь, но это должно удвоить их пыл в том, что было сделано до сих пор. Они должны завершить и довести до совершенства действие.
Наши мудрецы излагают общий принцип, согласно которому «ничто не может противостоять воле человека». Это касается не только новых учеников, но и тех, кто в настоящее время, похоже, не прониклись тем, чему их учили, или этот результат ещё не заметен. В последнем случае беспокойство становится еще большим.
Надо сказать себе и принять во внимание, что компромисс3 не приносит успеха, особенно в работе с молодежью. Потому что у них есть простой аргумент. Если вы можете пойти на компромисс в отношении трети или четверти, почему бы не пойти дальше и не сделать то же самое в отношении половины или даже больше? С другой стороны, если компромисс возможен, это не может быть правдой. Действительно, у лжи есть множество путей, а есть только одна-единственная правда.
Понятно, что ученика невозможно быстро изменить от одной крайности к другой, чтобы он достиг совершенства. Этот процесс может быть только медленным и постепенным. Однако в момент работы с ним необходимо объяснить, что...
Примечания:
1) В трактате «Йевамот» 62б.
2) Коэлет 11:6.
3) По этому поводу см. письма 2100, 2563, 2812 и 2928.