№4387
С Б-жьей помощью
28 Ияра, 5716 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Давид-Натан Лессер1 из Бруклина
Мир и благословение!
Отвечаю на Ваше письмо от 25 Ияра с вложением. В благоприятный час я упомяну всех, кого Вы упоминаете в своем письме, возле святого места успокоения моего тестя и учителя, чьи заслуги защитят нас.
Да будет угодно, чтобы Вы в добром здравии и с расширенным сознанием продолжали со всеми силами заниматься этой священной миссией в своем окружении, а также в синагоге и в доме учебы. Ведь если даже маленький свет в состоянии развеять сильный мрак, то насколько больше это справедливо для большого света. И ничто не может устоять перед волей человека.
По случаю приближающегося праздника Шавуот, да будет у нас заслуга вместе со всеми евреями, согласно выражению моего тестя и учителя, принять Тору с радостью и глубоким смыслом.
С благословением.
Вы пишите, что разжигание огня отличалось от других (запрещенных в субботу) работ как конкретный запрет2. В связи с этим можно процитировать сказанное в книге «Зоар», том 2, страница 203б с объяснением Цемах-Цедека в «Книге заповедей» о запрете зажигать огонь. Точно так же см. «Шулхан Арух» Алтер Ребе, раздел «Образ жизни» глава 495 в «Заключительном трактате» (этот момент обсуждается в респонсах «Авней Незер» к разделу «Образ жизни» глава 238).
Вы упомянули о распространении слов МААРАЛа из Праги3 о прядении цицит. Вы, несомненно, поясните, что это мнение МААРАЛа из Праги (а не, например, автора «Шулхан Арух»).
Примечания:
1) См. по этому поводу письма 3578 и 4542.
2) Рав Лессер писал: «Я приехал навестить Ребе ШЛИТА... Еще при жизни его святого тестя и учителя... я сообщил Ребе ШЛИТА объяснение того, почему именно разжигание огня отличалось от всех других субботних запретов... Ребе ШЛИТА также дал мне правильное объяснение, но я его точно не помню. Мне кажется, что он подчеркивал тот факт, что это была всего лишь искра [...] тонкая, как кончик иглы. Это считается его силой и силой его силы. Когда такая искра обретает форму, она бесполезна. Затем, после этого, он все больше и больше приближается к огню, что действительно представляет собой новое явление. Это то, что я помню, но, может быть, я что-то забыл. Буду очень признателен, если Вы сообщите мне содержание того, что Вы имели в виду».
3) Цитируется в «Дриша» (10:1). Шерсть следует прясть во имя заповеди о кистях цицит, что исключает машинные нити. См. по этому поводу письмо 1722.