№4591
С Б-жьей помощью
3 Менахем-Ава, 5716 года
Бруклин
Уважаемый гаон, раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Ицхак Голдич из Манчестера
Мир и благословение!
Мне было приятно получить Ваше письмо от кануна субботы, в котором рассказывается о визите в Ваш город посланников1, которым Б-г даровал долгую жизнь. Дай Б-г, чтобы ободряющие слова, сказанные во время этой встречи, побудили в отношении практической деятельности в будущем, ведь сказали наши мудрецы: «Главное не учёба, а действие».
Во время различных хасидских застолий я говорил, что выражения мудрецов особенно точны во всех деталях (как это следует из учения хасидизма, а не так, как советуют мыслители и великие раввины2. См. по этому поводу введение к «Наставнику для колеблющихся»3.
В этом случае наши мудрецы подчеркивают, что речь идёт о «пустых речах4», которые не являются ни запрещенными, ни даже отталкивающими. Таким образом, мы можем сказать о словах пробуждения, призванных оказать влияние на практике, но не достигающие своей цели. Это тоже пустые речи. Вы должны понять, о чем я говорю. И это позволит нам понять значение выражения: «Горе тому, кто говорит пред ушами, которые не слушают». См. также комментарий к трактату «Авот» в конце главы 1 и «Брахот» 6б, в котором говорится: «Когда кто-то боится Б-га, его слова слышны».
Мне понравилось описание миквы в Вашем письме. Более того, ТАШБЕЦ, как это цитируется в различных книгах, объясняет, что во всем, что касается [устройства] миквы, нужно стремиться объединить как можно больше различных мнений.
Да будет угодно, чтобы Всевышний — миква еврейского народа5 — перед которым очищаются евреи, благодаря словам об очищении в духовном смысле наступило бы очищение в буквальном смысле для еврейских женщин [а также эти слова о духовной чистоте в самом буквальном смысле повлияют также и на мужчин (как говорится в «Ответе с небес» в главе 5), ведь известны слова РАМБАМа, который никогда не отменял ритуальное погружение, открывающее доступ к чистоте, ведь все признают, что молитва принимается гораздо лучше после ритуального погружения в микву (как подчеркивает РИФ, в связи с учениками рабби Йеуды в главе 3 трактата «Брахот», от имени рава Ай-гаона. Все это также объясняется в «Ликутей Тора» Алтер Ребе в гл. «Таво», стр. 43б].
И с помощью этого ускорят истинное и полное Освобождени4, как говорится в «Тосафот Йом-Тов» в конце трактата «Йома» и у РАМБАМа в конце...
Примечания:
1) Отправлено в Святую Землю после нападения на Кфар-Хабад. См. письмо 4546.
2) Согласно которым, уместно сохранить общую идею, но не анализировать каждое слово.
3) РАМБАМа.
4) По этому поводу см. письма 3909, 3958 и 4088.
5) См. письма 4592 и 4651.