№4650
С Б-жьей помощью
24 Менахем-Ава, 5716 года
Бруклин
Мир и благословение!
Я отвечаю на Ваше письмо от 16 Менахем-Ава, в котором Вы упоминаете следующие пункты:
1) Святая книга «Тания» в конце главы 22 комментирует утверждение наших мудрецов о том, что гордыня считается, собственно говоря, идолопоклонством. Вы спрашиваете, как следует понимать это учение из того, что говорится в трактате «Сота» 5а, т.е. о необходимости для знатока Торы иметь «восьмушку1 гордости».
Понятно, что Ваш вопрос не о книге «Тания, а о том, как интерпретировать эти два учения наших мудрецов, которые, к тому же, изложены в одном и том же контексте. В связи с этим см. также «Шулхан Арух» Алтер Ребе, раздел «Орах Хаим» 156:3.
Ответ на этот вопрос следующий. У знатока Торы сохраняется некоторая гордость, поскольку он осознает ценность Торы, которую изучает. Он знает, что она есть Мудрость и Воля Творца. В результате его гордость направлена не на него самого. Это не результат того, что он изучал Тору.
Это не то же самое, что гордыня2, на которую намекает автор книги «Тания». Длинное объяснение, основанное на хасидизме, см. в дополнении к «Тора Ор» к Свитку Эстер (беседа под названием «И взял Аман», начиная с третьего абзаца).
2) Вы спрашиваете меня о 23 главе книги «Тания», объясняя, что тот, у кого изучение Торы не является единственным занятием, должен прервать его, так как он все равно этим не занимается. Вы удивляетесь, ведь тот, кто съел чеснок, обязательно должен сделать это снова?
Конечно, этот случай другой. Действительно, заповедь иметь Тору как единственное занятие не для всех3. Поэтому его нельзя сравнивать с потреблением чеснока4. Конкретно, существует несколько категорий людей, и их обязанности в отношении изучения Торы тем самым изменяются5.
Тот, кто «в любом случае прерывает» свое изучение, как сказано в этом тексте, делает это с согласия Торы, как устанавливает Талмуд в трактате «Шабат» 11а. Тогда он принадлежит к категории тех, кто обязан молиться6.
Различные категории людей определены в «Законах изучения Торы» Алтер Ребе в главе 3. См. также главу 4, в которой также говорится о том, что сказано выше.
С благословением,
от имени Ребе ШЛИТА,
Э. Квинт,
секретарь
P.S.
Вы наверняка знаете о трех постоянных уроках по Пятикнижию, Псалмам и книге «Тания». Начните изучать их по крайней мере с настоящего времени.
Примечания:
1) То есть совсем немного.
2) Которая на самом деле направлена на самого себя.
3) Его можно зарезервировать только для элиты.
4) Что действительно является фактом для всех.
5) В зависимости от категории, к которой принадлежит каждый.
6) В то время как те, кто имеет учебу в качестве своей единственной деятельности, освобождаются от молитвы.