СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-25 17:16

Том 13, стр. 451

Поэтому это требование следует рассматривать как просьбу о том, чтобы Вы сократили свое изучение Торы (или его часть) и повлияли на других, чтобы они делали то же самое.

2) К этому добавляется еще один пункт. Если это изменение приводит к худшей ситуации, чем предыдущее, оно, очевидно, тем более серьезно. Действительно, Тору усваивают, в частности, привязываясь к товарищам по учебе и беседуя с учениками. Поэтому необходимо применить в этом вопросе учение наших мудрецов, согласно которому «человек должен изучать материал, который его привлекает». Так обстоит дело и с Вашими товарищами по учебе и с теми, с кем Вы ее обсуждаете. Также надо отметить, что успех и проявление благословения не одинаковы для всех. До сих пор Вы изучали Тору с другом и добились успеха. Но не факт, что если Вы начнёте делать это с другим человеком, то получите подобное благословение.

Как относиться к такому требованию, также можно определить рассуждая на основе утверждения1 в «Шулхан Арух», раздел «Йоре Деа» 240:25, что знак о благословении, даже при наличии сомнения, отменяет указание и риск… См. там.

То же самое, с другой стороны, в отношении факта начала в определенный момент учёбы в расхождении с тем, что Вы учите сейчас. Не все времена являются благоприятными для учёбы, поэтому раз Вы преуспели в определенной учебе в определенное время, то почти наверняка, что изменение будет иметь только отрицательный результат. Это совершенно очевидно.

3) Что касается второго требования, то есть замены во время третьей субботней трапезы изучения глубоких идей Торы лекцией по этике, то в этом отношении известно указание АРИЗАЛа [которое было принято всеми кругами евреев и хасидов. По словам его ученика, рабби Хаима Витала2: «Вечный Б-г просветил нас и послал нам святого человека с небес, великого и божественного раввина и хасида, моего господина, рабби Ицхака Лурья Ашкенази, чьи заслуги защитят нас. Он наполнен Торой, как гранат зернами. Он знает письменный закон, Мишну, Талмуд, комментарии, мидраши и рассказы наших мудрецов...». В другом месте («Смысл заповедей» в главе «Ваэтханан», рабби Хаим Виталь далее говорит): «Мой господин, чьи заслуги защитят нас, обладал таким глубоким пониманием, что мог рассмотреть шесть различных путей в законе...»].

Так вот, сам АРИЗАЛ говорит, что суббота особенно благоприятна для изучения глубоких идей Торы. Поэтому нецелесообразно отменять уже принятую хорошую практику посвящать себя этой учебе во время святой субботы.

Примечание: я удивлен и поражен тем, что Вы говорите о практике проведения беседы по этике именно во время третьей субботней трапезы.

Действительно, относительно дня субботы в целом в стихе ясно сказано: «Назови субботу удовольствием». Еврейский закон сохраняет этот принцип и запрещает любое страдание, в том числе такое, которое будет иметь определенный эффект выполнения заповеди на практике (как говорят нам комментаторы «Шулхан Арух» в разделе «Орах Хаим», глава 287).

Примечания:
1) Речь там идёт о сыне, который хочет поехать в другое место учить Тору, так как видит там знак для благословения и успеха в учёбе, а отец не разрешает ему по другим причинам. В таком случае сын не должен слушать отца.
2) В своем вступлении к «Вратам предисловий», также напечатанном в «Эц Хаим», варшавское издание, 5651 год. [Это примечание самого Ребе].

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 422 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter