№4347
С Б-жьей помощью
19 Ияра, 5716 года
Бруклин
Уважаемый гаон, раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Шломо-Йосеф Зевин1 из Иерусалима
Мир и благословение!
Отвечаю на Ваши письма от 7 и 8 Ияра.
Я очень удивлен Вашей реакцией на мое письмо2. Действительно, Вы выдвинули совершенно неадекватные толкования того факта, что имя получателя не было упомянуто. Более того, эти толкования вырваны из контекста, буквально и искажены. Однако я не остановился на этом и ясно написал в конце своего письма, что исключаю две возможности, о которых Вы говорите.
1) Немыслимо, чтобы я хотел проявить неуважение к человеку, которому пишу. Содержание моего письма доказывает обратное, как тем, что в нем сказано, так и упоминанием комментария наших мудрецов к слову «богатые».
Более того, в конце своего письма я процитировал трактат «Орайот» 11а, в котором говорится о нашем святом учителе3, не упоминая титул «вождь», о котором идет речь. Не заподозрят ли меня в неуважении к нашему святому учителю, не дай Б-г?
2) Вы ссылаетесь на государство4, когда оно вообще не упоминалось в моем письме. В конце я ясно сказал: «О детях Израиля… которые страдают и угнетаются…», что является цитатой из слов наших мудрецов (из трактата «Йевамот» 47а), о котором вы наверняка знаете и которые имеют отношение к закону в «Шулхан Арух». Однако никто не предполагал, что этот закон будет отменен, поскольку способ приема новообращенных позволяет установить его.
3) Вы говорите, что такой человек представлен как президент такой-то партии или такой-то группы людей. Я удивлен Вашим замечанием, потому что именно для того, чтобы отклонить это возражение, я сказал в конце своего письма: «не глава племени…».
На самом деле, это также доказывает, что речь не шла о неуважении к кому-либо, поскольку в данном случае речь шла о Нахшоне Бен Аминадаве, который был первым вождем...
Примечания:
1) См. по этому поводу письмо 4310.
2) Это письмо 4226, адресованное президенту Бен-Цви.
3) Рабби Йеуда а-Наси. Используется слово «вождь», что также обозначает «президент».
4) Израиль.