Всевышний, испытующий сердца, знает, приняли ли Вы решение изменить пункты, которые мы обсуждали, когда Вы были здесь, и на которые я также ссылался в своем письме. Это усилит благословение «Того, Кто исцеляет всякую плоть»1. В этом случае у Вас будет быстрое выздоровление.
В ожидании хороших новостей я желаю Вам крепкого здоровья, физического и духовного.
№4354
С Б-жьей помощью
20 Ияра, 5716 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Зиша Вольтнер2 из Танжера
Мир и благословение!
Отвечаю на Ваше письмо от 12 Ияра и с удовольствием читаю, что Вам уже лучше. Ваша священная миссия несомненно усилилась. Действительно, согласно изречению3 Алтер Ребе, автора книги «Тания и «Шулхан Арух», «Творец дает евреям материальные блага, из которых они делают духовность».
Вы цитируете МААРАЛа в его предисловии к «Тиферет Исраэль», который говорит: «Сердце мудреца связано с Торой... Его любовь к ней исключает даже любовь к Б-гу во время учёбы, потому что это чувство не может иметь двойного направления». Вас удивляет выражение «двойное направление». Насколько эти два чувства противоречат друг другу?
У меня нет этой книги, и поэтому мой анализ будет основываться исключительно на цитате, которую Вы сделаете из нее.
Наблюдение за человеческим разумом устанавливает, что интеллектуальная деятельность, в том числе изучение Торы, требует понимания. Мозг должен воспринимать логику концепции. Интеллектуал всегда стремится понять, и он желает, в частности, охватить понятие, которое позволяет ему получить доступ к пониманию. Поэтому наши мудрецы говорят, что человек всегда должен изучать то, что он желает4.
Во всех, кроме тех, кто принадлежит к элите, желание и любовь, которые человек испытывает к понятию, даже самому высокому, потому что он естественно притягивается к пониманию, отвергает любовь к Б-гу, чувство, которое он испытывает, например, потому, что Он «наша жизнь».
Примечания:
1) Согласно выражению из молитвы.
2) См. по этому поводу письмо 4630.
3) См. по этому поводу письмо 3943.
4) Потому что его мотивация позволит ему достичь понимания.