СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 15:57

Том 14, стр. 233

№4993

С Б-жьей помощью
1 Тевета, 5717 года
Бруклин

Молодой хасид, богобоязненный человек… р. Авраам-Авиш-Мордехай Поруш-Гликман из Иерусалима

Мир и благословение!

Отвечаю на Ваше письмо от первого дня Хануки:

А) Алтер Ребе, автор книги «Тания» — авторитет в тайной части Торы — и автор «Шулхан Арух» — авторитет в ее открытой части — говорит, что предписание «нельзя расходовать более одной пятой» [своих денег на благотворительность] применяется только в обычное время, но не для тех, кто ищет исцеления души [с помощью заповеди благотворительности, которая и искупляет грехи]. Это утверждение появляется в различных текстах, автором которых он является, в частности, в конце главы 3 «Послания о раскаянии».

Б) Наши мудрецы (в трактате «Ктубот» 67б) недоумевают о [поведении мудреца по имени] Мар Уква и спрашивают, почему он потратил больше пятой части, хотя в своем положении его можно было бы сравнить с человеком, совершившим раскаяние («баал тшува»), как говорит РАШИ в комментариях к трактату «Санедрин» 31б.

Это не противоречит тому, что было сказано ранее. Действительно, его раскаяние уже была завершено, что означает, что он получил «исцеление», как это очевидно. Это то, что говорит Алтер Ребе в «Святых посланиях» в главе 10.

В) (Трактат «Баба Батра» 73б) сообщает слова рава Папа бар Шмуэля: «Если бы я не присутствовал, то не поверил бы ему». Заявление рабби Йоханана (на странице 75а): «Если бы вы его не видели, вы бы ему не поверили» не связано с предыдущим по разным причинам:

1) Ученик рабби Йоханана высмеивал слова мудрецов, чего, однако, здесь нет.

2) Рав Папа говорит о «вере», что может означать, что он бы не поверил, и это следует толковать буквально. С другой стороны, насмехаясь, полностью противоречат тому, что говорится, на что указывает содержание этой насмешки.

3) Заявление о том, что ученик насмехался, следует понимать буквально, как и раньше, а замечание рабби Папы, сделанное постфактум, — нет.

4) По мнению многих ранних мудрецов, рассказы Раба бар бар Ханны, представленные здесь, являются лишь намеками. См. также в книге «Зоар» (III 223б) и «Тикуней Зоар» (п. 7). Эти намеки указаны всеми комментаторами Талмуда и «Эйн Яаков» в этой ссылке.

В результате «если бы я не присутствовал, то не поверил бы ему» не имеет ничего общего с насмешкой этого ученика.

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 360 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter