Точно так же Вы удовлетворите их просьбу, поскольку они просят Вас молиться дольше во время субботы. Тем не менее, они должны быть проинструктированы на этот счет и проверены на их соблюдение: они должны думать о том, что подходит, а их мысли не могут блуждать во всех направлениях. Конечно, нельзя понять мысли других. Тем не менее, надзор возможен, если заранее задать им вопрос о том, что они собираются подумать (накануне субботы или во время субботы, перед молитвой). Точно так же можно дать указание о том, что им следует думать1, в зависимости от главы недели или значения слов молитвы...
С благословением на успех.
№5089
С Б-жьей помощью, 29 Тевета, 5717 года, Бруклин
Уважаемый гаон, раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Эфраим-Элиэзер Яллес2 из Филадельфии
Мир и благословение!
В соответствии с обычаем последних месяцев, я получил Ваше письмо вместе с вложением сегодня утром перед тем, как отправиться к святому месту упокоения моего тестя и учителя, чьи заслуги защитят нас. Там я упомянул Ваше имя и имена членов всей семьи, согласно содержанию письма3...
Вы пишете, что Ваш день рождения будет 5 Швата (см. по этому поводу «Тосафот» в трактате «Баба Меция» 106б). Да укрепит Б-г Вашу судьбу (и, кстати, известно, как хасиды интерпретируют утверждение, что «для евреев нет судьбы»: что самоумаление — это их судьба)4. Чтобы был год успеха, особенно в Вашей роли раввина города5, чтобы эта власть была отмечена повсюду, благодаря укреплению иудаизма, его распространению в этом месте, в частности источников (хасидизма).
В трактате «Санедрин» 98а говорится: «Мы пришли в этот день», и заповедь этого дня в данном случае является распространением источников Баал-Шем-Това и его преемника, как говорится в известном письме о поднятии души Баал-Шем-Това6.
С благословением сообщить хорошие новости обо всем этом.
Примечания:
1) На тему этого размышления.
2) См. по этому поводу письма 4460, 5130 и 5317.
3) Согласно просьбе о благословении.
4) Талмуд («Шабат» 156а) учит, что евреи не подчиняются законам астрологии и судьбы. Говоря словами Талмуда: «Эйн мазаль ле-Исраэль». Магид из Межирича, рабби Дов-Бер, объясняет это с хасидской точки зрения, читая первое слово с другой огласовкой: «Айн — мазаль ле-Исраэль». Это означает, что источник всей Божественной энергии, создающей и поддерживающей мир, атрибут мудрости Всевышнего, известный как «айн» — это и есть судьба еврея. См. здесь.
5) Буквально «хозяина места».
6) Который встретил Мошиаха и спросил его, когда он придет. Мошиах ответил: «Когда твои источники распространяются наружу».