№5155
С Б-жьей помощью
22 Швата 5717 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид... р. Исраэль Розенцвейг из Иерусалима
Мир и благословение!
В ответ на Ваше письмо от второго дня недели, в котором спрашиваете относительно тфиллин и свитков для них написанных хасидами ХАБАДа.
Вот, известно в таких вещах, что очень тяжело передать информацию об этом в переписке и для этого требуется традиция передаваемая от переписчика к переписчику. И несомненно можно найти в Святой Земле переписчиков, которым известна форма букв по традиции1 от Алтер Ребе, так как есть различные мнения по форме букв не только на коробочках — «юд» и т.д.
Что касается тфиллин «Шмуша раба» и РААВАДа.
Порядок их накладывания описан в разных местах, часть которых отмечена на полях письма2. И в общем есть разница между Шмуша раба и РААВАДом, как разница между РАШИ и Рабейну Тамом (только оба — Шмуша раба и РААВАД принимают во внимание правую сторону накладывающего тфиллин) и поэтому добавляют накладывание головного тфиллина «Шмуша раба» к ручному тфиллину РАШИ, а головного тфиллина РААВАДа к ручному тфиллину рабейну Тама. И см. сборник «Сегодня — день» за 19 Менахем-Ава 5703 года.
По Вашей просьбе я упомяну всех тех, о ком Вы пишете на месте упокоения моего тестя и учителя…
На сообщение о вступлении Вашего сына Ицхак-Лейба в начало соблюдения заповедей 26 Швата…
Примечания:
1) См. также выше, письмо 4789 и в примечаниях к нему.
2) «Шмуша раба» в малых законах РОШа (и не так, как исправляет там) и РААВАД на РАМБАМа в законах о тфиллин 3:5. Сборник РАМА из Пано п. 170. «Мацат шимурим». «Мишмерет шалом» (п. 4 и во втором издании в конце). «От хаим» п. 34 в начале. «Маасэф ле коль а-маханот» 34:3.