СБП. Дни Мошиаха! 7 Кислева 5785 г., первый день недели Ваишлах | 2024-12-07 21:15

Том 14, стр. 391

№5165

[27 Швата, 5717 года]

Отвечаю на письмо, в котором Вы сообщаете мне о происшествии, когда один человек был ведущим в синагоге ашкеназского обряда и использовал при этом молитвенник АРИЗАЛа1, но была предпринята попытка воспрепятствовать этому. Вы спрашиваете также со своей стороны, нет ли в данном случае запрета на создание групп2...

Вопрос по поводу создание групп обсуждался много лет назад. РОШ в трактате «Йевамот» 14а дает два объяснения по этому вопросу, См. «Постановления РОШа» там и комментаторов «Шулхан Арух» в разделе «Орах Хаим», гл. 493 («Маген Авраам» в пункте 6 и ещё) и в других местах. См. также законодательные решения Цемах-Цедека в разделе «Орах Хаим», гл. 236, и конкретный пример великих раввинов (см. примечания там), что в этом случае нет нарушения запрета по созданию групп. См. там.

Самое главное: в таких случаях необходимо избегать споров, запрещенных Торой по всем мнениям. Велик мир, ибо Тора дана для его установления в мире (как говорит РАМБАМ в конце «Законов Хануки»).

В связи с вышесказанным, поскольку мы говорим на эту тему, возможность замены между ашкеназским, сефардским обычаями и обычаем АРИЗАЛа также подробно комментируется в ответах, цитируемых ниже3.

Кроме того, есть важный прецедент. Рав Натан Адлер4 (и «Баал Афлаа»5) вёл общественную молитву по сефардскому канону, хотя члены его общины молились по ашкеназскому (см. ответ «Хатам Софер» в разделе «Орах Хаим», гл. 15). В респонсе «Мешив Давар» НЕЦИВа6 и «Пардес Мордехай» от имени автора книги «Ацей Хаим» говорится, что ведущий молитву должен повторять 18 благословений вслух в соответствии с обрядом синагоги7. У меня нет этих книг и поэтому я не могу проверить, относятся ли они к приведенному выше прецеденту и как они его обосновывают.

Примечания:
1) См. по этому поводу письмо 4845.
2) Наличие разных практик в одной и той же общине.
3) Ответ МААРШДАМа (рабби Шмуэль из Медины), раздел «Орах Хаим»; ответ «Хатам Софер», там же; «Минхат Элазар» том 1, глава 11, цитирует несколько работ, в которых рассматривается этот вопрос. Согласно выводу, можно перейти от ашкеназского обряда к сефардскому или АРИЗАЛа, но не наоборот [это был комментарий самого Ребе].
4) Крупный раввин и каббалист, один из лидеров ортодоксального иудаизма в Германии в XVII веке. Он сменил обычай молитвы на сефардский.
5) Рабби Пинхас Гурвиц, ученик Магида.
6) Рабби Нафтали-Цви-Йеуда из Воложина.
7) Если синагога ашкеназская, то повторять молитву вслед следует по ашкеназскому канону, а если сефардская — то по сефардскому.

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 623 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter