№5264
С Б-жьей помощью
11 Адара II, 5717 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Менахем-Зеэв Гринглас1 из Монреаля
Мир и благословение!
Я получил два Ваших письма и содержащиеся в них доказательства2. Мы ясно видим в них вклад хасидизма, в том числе среди тех, у кого нет недостатка в изучении Торы и соблюдения заповедей.
Действительно, с самого начала этого объяснения он связал две вещи — учение Ацилут и учение Брия с атрибутом интеллектуального открытия («хохма») и с атрибутом разумного анализа («бина»). Мы знаем, что в Ацилут преобладает первое, а в Брия – второе. Однако это два разных уровня.
Таким образом, учение Ацилут описывает Божество и Его Имена. В этом мире «Он един со Своим светом и Своими сосудами». Учение Брия, с другой стороны, говорит о творениях, как объясняется в «Ликутей Тора» в хасидском трактате под названием «Что обсуждается в небесном доме учения?»
На каждой из этих ступеней мы различаем уровень мудрости («хохма»), соответствующий потенциальному существованию плода в семенной капле отца, то есть Письменной Торе, от уровня понимания («бина»), т.е. его дифференциации во время беременности матери или Устной Торе.
Похоже, автор всего этого не знал3, хотя и читал книги хасидизма ХАБАД. Но он не обратил внимания, как это очевидно.
С благословением сообщить хорошие новости и весело провести праздник Пурим.
Примечания:
1) См. по этому поводу письмо 4870.
2) Из предисловия рава Й.-А.-З. Марголиса к книге «Цви ла цадик».
3) Потому что, чтобы подкрепить свое объяснение, ему пришлось прибегнуть к представлениям хасидизма ХАБАД.