Вы пишете мне об отношении к Вам человека, которого Вы должны были приблизить, но не сделали этого1... Похоже, Вы связываете это с его отношением к изучению Торы2... Понятно, что такой связи не существует, так как мы изучаем Тору, потому что это Воля и Мудрость Б-га и что это наша жизнь. Если же у кого-то нет нормальных отношений с Вами, есть ли смысл в том, что он может причинить себе вред, уменьшая в результате свое изучение Торы?..
Более того, отношения с этим человеком могут быть лучше, чем Вам кажется. Тем не менее, человек близок к себе и «себялюбие покрывает все его недостатки». Вы, в частности, примете во внимание слова стиха, согласно которому «щадящий розгу свою ненавидит сына своего»3. Однако наши мудрецы говорят: «Твои сыновья — это ученики». Таким образом, Вы укрепите свой энтузиазм и рвение при изучению открытой части Торы и хасидизма. Безусловно, это можно сделать, никоим образом не ставя под угрозу здоровье, что подтверждается на практике. Таким образом Вы познаете добро в материальноем и духовном смысле.
С благословением, от имени Ребе ШЛИТА, секретарь
№5611
С Б-жьей помощью
19 Тамуза, 5717 года
Бруклин, Нью-Йорк
Молящиеся синагоги по обычаю АРИЗАЛа в Олбани Парк, [районе] Чикаго, да пребудет с Вами Б-г
Мир и благословение!
Было приятно получить известие от Вас через выдающегося раввина и хасида... р. Ицхак-Давида Гронера, который, без сомнения, передал Вам привет от меня и рассказал о том, что здесь происходит, в частности, что было на хасидском застолье в день 12 Тамуза — праздник освобождения моего тестя и учителя, главы еврейского народа, чьи заслуги будут защищать нас.
Мне было особенно приятно узнать, что Вы установили практику, введенную тем, чью радость мы празднуем, то есть...
Примечания:
1) Вы не приблизили этого человека, поэтому он не изучал Тору.
2) Что он отказывается учиться.
3) Ибо его исправление является свидетельством любви к нему.